Советских граждан, которые называли остарбайтерами, в Кёнигсберге военных лет не считали за людей. Об этом рассказал эксперт по истории НКВД, МВД и Восточно-Прусской операции Александр Щеглов в эфире программы «Дом Советов» в пятницу, 11 апреля.
«Здесь была сеть, называлась она биржа труда. Наших граждан здесь продавали по 15 марок за душу. А если [их покупала] немецкая семья, у которой родные пострадали на восточном фронте, то наших бабушек и дедушек продавали по одной марке. С этого момента они просто становились рабами. Вот эти здания, которые стоят вокруг нас, остались от немцев, в каждом были наши рабы», — рассказал Александр Щеглов.
Самыми крупными трудовыми лагерями в Кёнигсберге были судостроительный и вагоностроительный заводы. Помимо советских граждан, там работали поляки и французы. У последних условия были лучше, и они даже могли получать посылки из дома и помощь от Красного Креста.
«Наши были в тяжелейших условиях, к нашим относились как к недочеловекам. Большая часть [работников] погибала именно из наших», — добавил Александ Щеглов.
Немецкие военнопленные питались по норме советского солдата. Они ели белый хлеб и масло, даже когда нашим первым переселенцам пришлось голодать.