На погранпереходе Мамоново-2 — Гжехотки польские таможенники стали строже, чем когда-либо, проверять количество топлива, с которым человек покидает страну. Людей предупреждают, что при возвращении из России нельзя будет ввезти больше ГСМ, чем есть в бензобаке сейчас, рассказали «Клопс» очевидцы.
Контроль, по словам тех, кто с этим столкнулся, ужесточили с понедельника, 31 марта. В соцсетях третий день идёт активное обсуждение: что происходит и почему, чёткой информации нет.
«Сейчас на границе нужно обязательно указывать количество бензина, — поясняет модератор группы «Граница Польша — Литва — Калининград» Елена Прищеп. — [Таможенники] спрашивают, сколько у тебя в баке, и записывают это. При этом они иногда просто на слово верят — могут попросить включить зажигание и посмотреть на датчик».
Кроме того, людям вручают памятки для пересекающих границу, где это требование чётко прописано. Интересно, что ссылается документ на действующий ещё с 2014 года регламент Совета ЕС №833/2014 на покупку и импорт из РФ сырой нефти и нефтепродуктов.
Однако те, кто ездит через границу регулярно, утверждают, что подобного до сих пор не замечали. Собеседник «Клопс» по имени Алексей, который постоянно живёт и работает в Германии, но часто навещает детей в Калининграде, утверждает, что бак на переходе у него проверили впервые за много лет.
Авторы памятки рекомендуют не просто следить за количеством бензина на момент въезда, но вообще не покупать ГСМ в России. «Перед поездкой убедитесь, что у вас достаточно топлива, чтобы безопасно вернуться в ЕС, чтобы не покупать и не импортировать топливо из Российской Федерации», — подчёркнуто в листовке.
При этом проверят ли уровень топлива именно у вас — вопрос везения.
«Действуют по-разному — зависит от смены, — поясняет модератор Елена Прищеп. — Иногда говорят, что в баке должно быть меньше топлива, чем было при въезде в Россию. Кто-то называет конкретную цифру — десять литров, чтобы хватило до первой польской заправки (она примерно в пятнадцать километров). Но бывает, что и вообще не обращают внимания».
Тем не менее почти все машины отправляют либо на рентген, либо в бокс, где осматривают автомобиль снизу, проверяют вещи, могут что-то разобрать. По словам Елены, раньше под такой осмотр попадали более выборочно, а сейчас ему подвергают почти всех.
Проблему люди решают по-разному. Один из участников обсуждения в соцсетях пишет, что действительно заливает полный бак загодя, в Польше перед границей, и декларирует это топливо, чтобы спокойно добраться до Гданьска.
«А так можно конечно там ругаться, спорить, – иронизирует мужчина. — Никто не знает, чем это чревато. Если вы хотите, чтобы вас потом развернули с этой соляркой, можете терять время».
Он же предположил, что совсем скоро очереди на границе вырастут: приближается Пасха. «Постоять там часов шесть-десять и потом вернуться обратно — постоять ещё столько же — ну прям такое себе удовольствие», — заключает путешественник.
В начале января, через несколько дней после Нового года, переход граждан через российско-польскую границу на погранпереходе «Мамоново-2 — Гжехотки» затянулся более, чем на сутки.