16:05

«Их чёрт дёрнул запустить туда экскаватор»: экосистема разровненного участка Балткосы уже не восстановится — биолог (видео)

  1. Калининград
Остатки синеголовника морского около Западного форта. Видео: Марина Панкина

Возле форта «Западный» на Балтийской косе, где идут строительные работы, уничтожено несколько кустов краснокнижного синеголовника морского. Необратимо пострадал весь природный ландшафт, рассказала «Клопс» участница регионального общественного движения «Наш берег», местная жительница Марина Панкина в понедельник, 31 марта.

Синеголовник морской распространён по всему побережью Балтийского моря, включая территории Куршской и Балтийской кос, а также Калининградский полуостров в районе Приморска. Чаще всего растёт на прибрежных песчаных холмах (авандюнах) и низменных участках побережья (пальве). Изредка встречается по опушкам сосняков. (Красная книга Калининградской области).

Наиболее крупные популяции синеголовника, Eryngium maritimum L, растут именно на Балтийской косе, гласит Красная книга Калининградской области. Кстати, занесён он не только туда, но и в общероссийский вариант списка видов, которым грозит исчезновение. 

Местные жители утверждают, что во время работ у Западного форта, когда дюну разравнивала тяжёлая техника, оказалось выкорчевано сразу несколько здоровых и сильных экземпляров. Люди признают, что берегоукрепление посёлку необходимо. Но методы, которыми оно ведётся, вызывают у них оторопь.

«Сейчас там вот чёрные мешки, [которые появились] меньше года назад. Им даже, наверное, несколько месяцев, — говорит Марина. — То есть они сделали эту подпорную стенку. А дальше — зачем их чёрт дёрнул туда запустить экскаватор?!»

По её мнению, популяция синеголовника в этом месте косы теперь может и не восстановиться.

«Часть он точно сравнял — они [сделали] площадку горизонтальную, — переживает экоактивистка. — Я как минимум три или четыре [вырванных] растения нашла, а что-то они засыпали. То есть мы это даже не откопаем. Оно наверх не пробьётся, если над ним полметра песка. Оно будет утрачено; но не из-за того, что ему корни порвали, а из-за того, что критический слой песка сверху насыпали».

Происходящее — «очень большая потеря для Калининградской области», считает Ирина Губарева, кандидат биологических наук и старший научный сотрудник парка «Куршская коса».

«Даже на Куршской косе не было такой крупной популяции! — рассказывает биолог. — Она там разрозненная, небольшими группами.  А здесь, на Балтийской, — полночленная: и молодые растения, и проростки, и взрослые семеноносящие. Как семья: были там дедушки, бабушки, внуки — все. Такая популяция, которая позволяла держать оборону на этом сложном природном участке и, в общем-то, неплохо возобновляться».

Защитой уникальной флоры местное экологическое сообщество занимается давно. Много надежд, говорит Марина Панкина, возлагали на создание на Балткосе особо охраняемой природной территории. Ещё в апреле 2019 года экоактивисты выступали с такой инициативой. Но сбыться этому было не суждено.

«Вместо этого власти нарезали эту землю на участки и, под видом развития туризма, продали территорию с фортом и авандюной, где рос синеголовник», — с горечью говорит Марина.

Экосистема просто уничтожена

Но пострадал не только один вид растений, пусть даже редких и уникальных. Нарушена вся структура авандюны, а значит, и последствия могут быть непредсказуемыми. 

Ирина Губарева не может выразить словами, какой шок испытывает от происходящего. «Авандюна, — говорит она, — это ведь такая преграда от ветра, от морских волн, которая защищает, собственно, тело косы. И убрать вот это?.. Неизвестно, какие будут последствия. Мы же не можем погоду предугадать: может быть будут сильные ветра или какие-то нагоны воды и прочее. Тогда тело косы пойдёт в сторону… 

И там уже не только синеголовник — там может пострадать много чего. Какое-то бессилие, потому что это уже перед фактом поставили. И что тут делать, я не знаю».

Восстановить подобный природный комплекс, по мнению учёной, чрезвычайно сложная задача. По крайней мере, попытки возобновить популяцию синеголовника на Куршской косе оказались безуспешны.

«Мы высаживали семена, но они не прижились, — объясняет Губарева. — Там своя история: авандюна нарушена естественными причинами — выдув сильный. Часть популяции засыпается: то уходит песок, то приходит опять, нестабильная ситуация».

Целая экосистема участка Балткосы, формировавшаяся в природе десятилетиями, за пару дней фактически уничтожена. А ведь именно здесь условия для синеголовника были просто идеальны.

«Там была очень удобная обстановка для растения: авандюна прикрывала от ветра и создавала микроклимат, площадку, которая называется пальве, — объясняет биолог. — Она была стабилизирована в экологическом плане, то есть там гармонично росли и другие растения, которые удерживали песок».

Не только люди, знавшие, что рядом с ними уникальный природный комплекс, относились к нему бережно. Даже местная фауна не мешала естественному берегоукреплению! «Там не было, как, например, на Куршской косе [кабанов и лис]. Они обожают погрызть вот эти корни, откапывают их», — рассказала Губарева.

Но теперь это всё вопрос прошлого. Точки возврата в этой ситуации, по мнению экологов, уже нет.

«Клопс» направил запросы в Калининградскую межрайонную природоохранную прокуратуру и в региональное министерство природных ресурсов и экологии с просьбой прокомментировать работы на Балтийской косе.

Во вторник, 26 марта, техника начала разравнивать территорию. По словам местных жителей, рабочие представились сотрудниками «Балтберегозащиты» и сказали, что занимаются укреплением берега.