Центр безнадзорных животных Калининграда показал министру сельского хозяйства Артёму Иванову, куда израсходованы 128 млн рублей финансирования, поступившего из областного бюджета с момента открытия ЦБЖ в 2019 году. Во время визита на объекте побывал и корреспондент «Клопс».
Артём Иванов посетил ЦБЖ во вторник, 25 марта. Он побеседовал с сотрудниками об условиях содержания отловленных животных, оценил вольеры и ветеринарный блок. В первую очередь начальник ЦБЖ Виктор Новаковский обратил внимание министра на сияющие новизной трубы, подключённые к общей теплоцентрали. Раньше помещения отапливали электричеством — это было дорого. Теперь и экономнее, и удобнее.
Далее все направились в помещение, где хранится корм. Там, среди разнообразных мешков и коробок, руководитель центра особо обратил внимание, что вся еда для животных — местного производства. Некоторые баночки, например, изготовлены в Полесске. Для взрослых собак и щенков в центре предусмотрены сухие корма, а для кошек — как сухие, так и влажные. Министр участливо поинтересовался, хватает ли животным пропитания (хватает) и как происходит кормление.
«Щенки едят два-три раза в сутки: в зависимости от того, какой возраст, а взрослые собаки — один раз в день, но полноценно», — заверил директор ЦБЖ. За весь период работы через центр прошло более 2 000 животных, преимущественно это как раз собаки.
Кошки на голову не «ходят»
Войдя в крытое помещение, где живут кошки, министр сразу отметил два плюса: несмотря на довольно большую заселённость пространства, неприятного душка почти нет. Вентиляция работает хорошо, при этом в блоке достаточно тепло: термометр показывал 24 градуса.
«Говорят, что кошки на голову «ходят», — пошутил Евгений Балендор, руководитель службы ветеринарии Калининградской области, — но вот, вы сами видите: лоток, животные…» Виктор Новаковский подхватил: «Замена наполнителя каждый день! Как видите, мы зашли и никакого запаха нет».
Количество кошек, которые живут в ЦБЖ, определяется количеством безнадзорных животных на улице. «Сколько вы выкинули, столько мы и отловили», — иронично обронил руководитель ветеринарной службы.
Министр добавил, что ответственность человека в любом случае велика. Например, явно домашнего ухоженного питомца никто отлавливать не станет. «Только по заявлению можем забрать, в случае проявления агрессии. Самостоятельно мы таким не занимаемся», — подчеркнул Балендор.
Кошки, в отличие от агрессивных собак, не живут в ЦБЖ постоянно. «В данном блоке все отловленные кошки после [стерилизации], — объясняет руководитель центра. — После мы возвращаем их на прежние места обитания. [В среднем] двадцать один день они находятся у нас; в том числе десять дней карантин».
Если вы ищете питомца, в центре только рады. Взять кошку домой можно в любой день с 13:00 до 17:00 после предварительного звонка. Процедура проста: будущий владелец выбирает животное, пишет заявление, потом оформляется акт приёма-передачи.
Ветеринарный блок и чипирование
В дверях ветблока уже ждёт ветеринарный врач 1 категории Волков Александр Васильевич. Пока визитёры переодеваются в шапочки и белые халаты, он готовится к рассказу о медицинской стороне жизни ЦБЖ.
При приёме животные сразу проходят обработку от паразитов. Если обнаруживают иксодового клеща, ставят антидот и оставляют на карантине. «Здесь клеща подхватить невозможно, — подчеркнул Балендор, — территория центра подвергается противоклещевой обработке каждый квартал!»
Затем питомцев стерилизуют, собак при этом чипируют и биркуют. Вся операция занимает около 20 минут. Агрессивные псы остаются в центре, а спокойных выпускают на прежние места обитания. С 2020 года в центре чипировали более 12 000 собак. Кстати, кошкам чипа не положено: им просто надрезают кончик уха.
Насколько собака агрессивна и можно ли её выпустить после стерилизации или поселить с другими сородичами, определяют кинолог и ветеринар.
«Хочу подчеркнуть: те животные, которые кого-то покусали или набросились, например, на ребёнка, в любом случае остаются у нас. Мы их не выпускаем», — заверил Новаковский.
Нам говорят, они у вас тут хромые, косые
Из оперблока все перемещаются на основную территорию — площадку с групповыми вольерами и индивидуальными будками. Воздух здесь буквально звенит от собачьего лая: живут здесь постоянно около 290 агрессивных собак. Некоторые — десятилетиями.
Каждый день псов из вольеров выпускают на специальную площадку, где они гуляют не менее 30 минут. Для самых неуживчивых и «асоциальных» предусмотрены индивидуальные будки, которые ежегодно заменяют. В этом году появится ещё один групповой вольер: площадка уже заготовлена.
Пока мы проходим сквозь волны оглушительного лая по дорожке к крытым помещениям, руководитель центра делится, что чаще всего посетителей интересуют небольшие собаки. Их раздают в первую очередь. Крупных берут реже, но в основном для охраны, так что даже у самых брутальных псов есть шанс обрести дом.
«У собак, признанных [в центре] агрессивными и содержащихся у нас постоянно, есть возможность попасть на пристрой, — объясняет Новаковский. — Если люди изъявляют желание и могут создать условия для содержания такой собаки, они забирают [её], становятся хозяевами».
Глядя на то, как резвятся дворняги, как прытко они скачут по будкам и отталкивают друг дружку, чтобы подойти ближе к ограждению, трудно сказать, что их свободу сильно ущемляют. Однако некоторые люди думают именно так.
«Причём вот каждый раз! Нам все говорят: они у вас тут больные, хромые, косые, — жалуется руководитель ветеринарной службы. —
Если выбрать какое-то старое животное, конечно, оно там плохо выглядит… Пока мы омоложением не занимаемся!»
Каждый день постояльцев навещают волонтёры. Они выводят псов на прогулку и могут видеть, что те в целом здоровы и ухоженны. Балендор подчеркнул, что «никто никого не прячет: всё открыто».
Отлавливают с кондиционером
Затем руководитель предлагает посмотреть поближе на фургон, которым пользуется бригада отлова. Внутри есть всё необходимое. Оборудован автомобиль даже кондиционером. «Это на лето. Когда сильно жарко» — улыбаясь подметил Новаковский.
Для отлова используют клетки, сачки и петли. В среднем за раз можно транспортировать пять-шесть особей. «Вольерчиков» берут столько, сколько рассчитывают отловить животных по заявкам. Для кошек — отдельные переноски. Больше всего заявок поступает из Калининграда, Советска и Балтийска, отметил Новаковский.
Вдали от страстей по эвтаназии
Вопрос о том, как регулировать численности бездомных собак и кошек и можно ли их подвергать эвтаназии, который обсуждается на федеральном уровне, для ЦБЖ пока тоже остаётся открытым.
«Преждевременно говорить об этом. Мнения разнятся, — признаётся Новаковский. — Сам я лично отношусь… Как вам сказать… Я животных люблю, у меня дома и собака, и кошки… В то же время есть и другая сторона медали. Понятно, что нужно какие-то меры принимать.
Ситуация плачевная с этим: бывают и покусы. Мы видим это, слышим часто. Неоднозначно всё».
Министр сельского хозяйства добавил, что, пока закон не принят на федеральном уровне, их ведомство тоже ничего предпринимать не в праве.
«Я в курсе, он [закон] сейчас рассматривается на высоком уровне, — сказал Артём Иванов. — Такого рода инициативы были достаточно давно. Сейчас новый виток. Когда будет принято определённое решение, будем оценивать, как подходить к этой работе».
Гуманнее надо быть хозяевам
Работа ЦБЖ имеет огромное значение для региона, ведь в Калининград приезжает множество туристов, отметил Артём Иванов в финале поездки. Поэтому центр будут развивать дальше. В этом году планируется расширение территории для выгула животных, строительство двух новых вольеров для собак и кошек.
«Вы сами видите разницу: каждый год модернизируется площадка, сейчас есть все условия, — сказал министр. — Правительство ежегодно поддерживает центр финансово. Средства освоены эффективно». В этом году на модернизацию было выделено 6 млн рублей, помимо основного государственного задания, добавил он.
Министерство старается контролировать ситуацию с бездомными животными на улицах городов и посёлков. Однако прежде всего, подчеркнул Иванов, гуманность нужна хозяевам.
«Хотелось бы, чтобы граждане были ответственнее по отношению к собакам и кошкам. Мы постоянно сталкиваемся с халатностью владельцев, и это очень печально», — подытожил министр.
Если домашний пёс гуляет без присмотра и на его ошейнике нет медальона с информацией о владельце, его могут забрать в ЦБЖ как безнадзорного. Такой случай был в Правдинске в январе.