21:29

Литовский транзит непредсказуем, а паромы ненадёжны: калининградские бизнесмены — о доставке грузов в регион

  1. Калининград
Литовский транзит непредсказуем, а паромы ненадёжны: калининградские бизнесмены — о доставке грузов в регион   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Калининградские бизнесмены вынуждены отказаться от доставки металла в регион по железной дороге через Литву и морскими паромами. Об этом сообщил глава Балтийского металлургического кластера Олег Чернов. Своим мнением он поделился на странице в социальной сети «ВКонтакте».

«Сюрпризы» от соседей

Говоря о перевозках по железной дороге через Литву, предприниматель подчеркнул, что этот транзит по-прежнему закрыт. 

«Даже при наличии квот, любезно выделенных соседями на этот сезон, наши резиденты не рискуют ими воспользоваться. Собственники вагонов, зная, на какие «сюрпризы» способен наш прибалтийский сосед, закладывают настолько баснословные штрафы за малейший простой, что калининградские металлотрейдеры даже не рассматривают возможность транзита через эту территорию. 

Это делает данный маршрут не только экономически невыгодным, но и крайне рискованным для бизнеса».

По словам Олега Чернова, трудности с железной дорогой возникают даже на территории России, в частности при перевозках грузов до портов Санкт-Петербурга. Причина — массовые задержки вагонов.

«Грузы простаивали в отстойниках по три-четыре недели, что привело к значительным штрафным санкциям, которые трейдерам приходилось покрывать за счёт собственных ресурсов. Такие задержки не только увеличивали издержки, но и нарушали логистические планы, создавая дополнительные риски для бизнеса», — подчеркнул глава Балтийского металлургического кластера.

В результате в 2025 году, как отметил Олег Чернов, резиденты приняли решение полностью отказаться от использования железнодорожного транспорта, переключившись на альтернативные варианты доставки: «Основной акцент был сделан на автомобильные перевозки по территории России с последующей перегрузкой на сухогрузы в портах Санкт-Петербурга. Этот маршрут, доказал свою надёжность и предсказуемость, что особенно важно в условиях нестабильной внешней среды».

Паромы — ненадёжный инструмент

По мнению Олега Чернова, перевозки морскими паромами на линии Усть-Луга – Балтийск, на которые делается основная ставка в решении проблем калининградского транзита, демонстрируют «отрицательную динамику в этой логистической цепочке».

«Доставка металла в Калининград через паромную переправу остаётся не только нерентабельной, но и непредсказуемой по срокам, — заявил бизнесмен. — Это создаёт значительные сложности для бизнеса, вынужденного искать альтернативные пути для обеспечения стабильных поставок. Резиденты кластера, среди которых ведущие калининградские металлотрейдеры, обращают внимание на высокие тарифы на услуги паромной переправы по сравнению с перевозкой сухогрузами. Очередь на бронирование составляет в среднем два месяца, что существенно замедляет процессы поставок и увеличивает логистические издержки. 

Более того, заявки металлотрейдеров могут быть отложены в пользу более приоритетных грузов, 

а количество забронированных мест часто сокращается относительно запрошенных. Это делает паромную переправу ненадёжным инструментом для планирования бизнеса».

Как отметил глава Балтийского металлургического кластера, ещё одним существенным недостатком является то, что транспортировка осуществляется, главным образом, накатной техникой, что обходится значительно дороже по сравнению с доставкой навалом. Это делает паромную переправу экономически невыгодной для большинства операций, связанных с перевозкой металла.

«Всё это привело к тому, что резиденты пользуются услугами парома только в случае крайней необходимости, например, для перевозки сборного груза или контейнера, что бывает достаточно редко. Основной акцент сместился на альтернативные логистические маршруты, такие как перевозка сухогрузами через порты Санкт-Петербурга, которые доказали свою эффективность и предсказуемость. Таким образом, паромная переправа, несмотря на свою историческую значимость для региона, перестала быть основным звеном в логистической цепочке для металлообрабатывающей отрасли. Это подчёркивает необходимость дальнейшего поиска решений, которые позволят снизить зависимость от внешних факторов и повысить рентабельность транспортных операций», — отметил Олег Чернов.

Угроза стагфляции

Предприниматель уверен, что «морской вопрос» в Калининграде не закрыт на 100%, а по-прежнему требует пристального внимания и доработок. 

«Без внимания со стороны государства процессы будут самонастраиваться ещё достаточно долго, сказываясь на финальной стоимости всех продуктов, завозимых в Калининград. Хотел бы думать, что наши власти не позволят экономике скатиться в стагфляцию, когда экономический спад и депрессивное состояние дополняются инфляцией», — подчеркнул Олег Чернов.

Как сообщил генеральный директор компании «Балткран» Олег Ермолаев, из-за задержек доставки металла у предприятия срывается участие в важных тендерах.