25-летняя Кристина Гревцова из Калининграда воспитывает двухлетнего сына Мишу. Он обожает машинки и проявляет типичный мальчишеский своенравный характер, но ещё чаще обнимает маму с трогательной нежностью. Миша отличается от сверстников только в одном: в четыре месяца ему поставили тяжёлый диагноз — ДЦП со спастической диплегией.
В комнате, где мы беседуем с Кристиной, всё пестро от ярких игрушек. На полке в шкафу — впечатляющая коллекция автомобильчиков — Миша питает к ним особый интерес. Молодая женщина с улыбкой объясняет: когда сын был совсем маленьким, впервые взялся не за погремушки, а за машинки — с восторгом крутил колёса.
Кристина аккуратно держит сынишку на руках, пока тот увлечённо смотрит свои любимые мультики. Но когда к нему приближается фотограф «Клопс» мальчик вдруг пугается и начинает горько плакать. Ему часто приходилось терпеть боль от врачей-мужчин, грустно говорит мама.
Беременность проходила идеально
Два с половиной года назад Кристина с мужем-военным переехали в Калининградскую область из Омска. Девушка тогда только-только узнала, что беременна, мысли о новой жизни в незнакомом месте очень беспокоили. От кого ждать поддержки в чужом городе, где рядом совсем нет близких людей?
Первый триместр беременности прошёл идеально. И вдруг здоровье дало сбой: на седьмом месяце пришлось сделать экстренное кесарево сечение. Для молодой мамы это стало потрясением. Но всё, казалось, обошлось. Малыш рос, гулил, улыбался...
«Даже мысли не было, что что-то может пойти не так, — печально говорит собеседница «Клопс». — И тут у него проявилась задержка в моторном развитии, я в четыре месяца забила тревогу. Но все говорили: "Это же мальчик, время придёт и всё будет хорошо"».
«Все» ошибались. Для Миши начинался долгий путь постановки диагноза и лечения. Спустя пару месяцев детский невролог сказал матери, что у мальчика высокий риск ДЦП.
«И живите с этим, как хотите. Мне двадцать четыре года! — делится Кристина. — Для меня всегда ДЦП — это было про что-то страшное, лежачий ребёнок.
И мне такое говорят про моего малыша! Я очень долго не могла в это поверить. Искала других неврологов, которые сказали бы мне, что это ошибка».
Молодая мама до последнего надеялась, что у сына просто задержка психомоторного развития. Методом проб и ошибок Кристине всё-таки удалось отыскать хорошего реабилитолога в Калининграде, который наконец рассказал, что делать и как жить с таким тяжёлым диагнозом.
С семи Мишиных месяцев Кристина начала возить сына из Черняховска в Калининград на ежедневные сеансы реабилитации. Позже семье пришлось переехать поближе, чтобы не переутомлять ребёнка дорогой.
Но и по сей день Кристине постоянно приходится самостоятельно добывать информацию по заболеванию Мишеньки. Так она узнала, что в Москве есть врач Вахтанг Прохоров, который успешно помогает детям с ДЦП. Теперь семья мечтает попасть на реабилитацию к нему.
«Главная задача, чтобы он этого не запомнил»
Самым сложным для Кристины оказалось одиночество. Отец мальчика постоянно на службе, приезжает домой только в выходные. Близкие в Омске, подруги — в Санкт-Петербурге. Молодой матери приходится справляться со всеми сложностями самостоятельно.
Она даже обращалась за поддержкой к психологу. Кристину гложет чувство вины за боль, которую причиняют Мише врачи. Мама не может объяснить малышу, что так надо, что это для его здоровья.
«Я не могу отдать Мишу и выйти из кабинета. Это как предательство.
А он смотрит на меня и зовёт! Когда он ещё не говорил, он ручкой так подзывал: "Забери меня! Я не хочу, мне больно, мне неприятно!"» — со слезами на глазах говорит Кристина.
Для неё главное, чтобы сын этого не запомнил. «Это ужасно, если он запомнит вот эти все реабилитации, как всю свою жизнь. С самого рождения он испытывает этот нескончаемый ад. Я этого никогда не забуду. Вот эти его глаза, зов «Мама!» и плач».
Когда семья посещает очередного врача и над сыном проводят медицинские манипуляции, папа не выдерживает и выходит из кабинета. А Кристина остаётся. Она переживает, что Миша запомнит её как «вечно гавкающую, злую маму». Как жить с этим, как смириться, девушка пока не понимает...
Мальчишка очень характерный
По словам мамы, Миша — парень с характером. Он очень своенравен и любит постоять на своём. Если, например, не хочет есть — будет выражать это всем своим естеством. Однажды шкодник пытался поковырять розетку. Когда мама застала его на месте преступления и поругала за нарушенный запрет, мальчик приставил палец к губам и строго сказал: «Тс-с-с!»
Но большую часть времени Миша излучает огромную любовь и тепло. Кристина с умилением рассказывает, как часто он приходит к ней целоваться и обниматься, как смотрит на неё с восхищением и нежностью.
Она так и не смогла смириться с особенностями своего малыша. Однажды в детской поликлинике Кристина увидела, как чья-то мама ругает своего ребёнка за то, что он трогает батарею.
«Ну почему так? Я была бы счастлива, если бы он лез везде, где только можно и нельзя! — делится собеседница «Клопс».
Я даже открывала ему все шкафы, чтобы он мог оттуда доставать вещи, чтобы он лез куда-то. Мне прям хотелось, чтобы Миша бедокурил! Но у него просто нет такой возможности.
А люди реально не ценят такие моменты. Борешься. И так обидно, что борешься именно за что-то элементарное, что есть у всех».
Но мать пытается искать ответы. Несмотря на всю несправедливость беды в молодой семье, где так ждали первенца, она думает, что все испытания даются неспроста. Они даны, чтобы обрести силу и выдержку.
А пока маленькая семья старается искать позитив в том, что окружает. Конечно, молодой маме пока нелегко окружать себя и сынишку радостными событиями, но она старается вырываться из тягостной рутины, наполненной болезненными процедурами и бесконечными упражнениями.
Летом Кристина хотела бы чаще ездить на море, которое они с Мишей так любят. Реализовать мечту поездить по области, посмотреть разные города.
Сейчас девушку очень выручают форумы, где общаются мамы малышей с особенностями. Там Кристина нашла новых подруг, иногда удаётся сходить развеяться и пообщаться на насущные темы.
Но по-настоящему девушке хотелось бы найти удалённую работу, которая позволила бы подкопить средств на лечение Мишеньки.
Семья сотрудничает с благотворительным центром «Верю в чудо». Кристина и её муж мечтают о реабилитации для Мишеньки в московской клинике. Помочь мальчику стать немного счастливее можно, оставив пожертвование на сайте центра.
История калининградца Максима Шевцова, который тоже живёт с диагнозом ДЦП и мечтает о самостоятельности.