В Калининградской области бизнес испытывает немалые трудности из-за международных санкций. Предприниматели рассказали «Клопс», с чем приходится сталкиваться.
По словам генерального директора одного из полиграфических предприятий, если раньше срок поставки оборудования в регион занимал примерно месяц, то сейчас это растягивается до полугода.
Санкции за санкциями
В январе 2024 года возникла необходимость закупить новое оборудование для послепечатной отделки упаковки из картонной бумаги.
«Стали прорабатывать варианты — бывшее в употреблении или новое, — вспоминает глава предприятия. — Даже отправляли в Россию в командировку сотрудников, чтобы посмотреть оборудование, которое продавали. Но не сложилось, всё было в не самом хорошем состоянии. Приняли решение брать новую машину, не играть с вариантами б/у, на которые у нас ушло бы много средств и времени для восстановления и ремонта».
На предприятии выбрали поставщика, получили от него предложение. Это был китайский производитель.
«Проанализировали технологию, поскольку есть два варианта, выбрали подходящую, — продолжает гендиректор. — Подготовили контракт с учётом нынешних условий в связи с ограничениями из-за санкций. Определились в валюте платежа, нашли средства. Затем началась эпопея с возможностью оплаты в Китай. Санкции за санкциями.
Фактически отключали один банк за другим, одну схему за другой.
Естественно, мы прорабатывали варианты оплаты через российские банки, через дружественные государства. Всего рассматривали шесть-семь возможных схем платежей. В итоге только к середине августа мы вышли на оптимальный вариант платежа с гарантиями банка. В Китае довольно странная ситуация с приёмом платежей. К примеру, китайский банк говорит, что готов принять платёж из России, но его отделение, в которое должны прийти деньги, могло отказать».
Из-за проволочек контракт был подписан только в сентябре. Производителю отправили первый транш. Оказалось, что чем больше частей платежа, тем больше рисков для плательщика.
«Нас эта беда обошла стороной, но у других, как мне известно, были проблемы — три платежа прошли, а четвёртый завис. Не попадал в китайский банк и не возвращался в Россию. Люди занимались вытаскиванием денег — с нервами, это длилась полгода. Нас это миновало. У нас всего было два платежа», — рассказали в компании.
Оборудование было произведено под калининградского заказчика. Выполнили необходимые доработки, провели полную русификацию панелей управления и технической документации.
С отгрузкой из-за санкций тоже возникли проблемы.
Множество товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая нам подходила, не могло использоваться, поскольку попадало под запрет Евросоюза и США. Мы проводили платёж в Китай по одному ТН ВЭД, чтобы там могли произвести продукцию. Но в процессе поставки российский ТН ВЭД был изменён, чтобы без санкций завезти товар. Сама доставка контейнера из Китая заняла три с половиной месяца».
Бизнесмен подчеркнул, что раньше от принятия решения до поставки в Калининград проходил всего один месяц. «Мы покупали оборудование, бывшее в употреблении, в Европе — в основном, в Германии и Польше. Оно было в очень хорошем состоянии. Осмотр занимал недели две. Оплатили. Поставка оборудования — чуть больше недели. Если исключить время на изготовление оборудования в Китае и доставку морем, процесс сейчас затянулся в шесть раз», — заключил собеседник «Клопс».
Большая нервотрёпка
Как рассказал на заседании комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты генеральный директор компании «Балткран» Олег Ермолаев, из-за задержек доставки металла у предприятия срывается участие важных тендерах. В документации указывается точный срок выполнения работ, иначе просто не допускают к участию в конкурсе.
Сейчас «Балткран» покупает комплектующие в Китае. Грузы доставляются в Калининград через порт Санкт-Петербурга. Как сообщил Олег Ермолаев, недавно металлопрокат пролежал в питерском порту почти два месяца. Представители перевозчика сослались на плохую погоду, в итоге «Балткран» получил свой груз с большой нервотрёпкой и на месяц позже положенного.
В Калининградской ТПП считают, что давно пора навести порядок в доставке грузов в регион.