17:00

Пассажиропотока на проспекте Победы вполне достаточно для запуска трамвая — эксперт

  1. Калининград
Пассажиропотока на проспекте Победы вполне достаточно для запуска трамвая — эксперт   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

На проспекте Победы в Калининграде для трамвайного движения есть вполне достаточный пассажиропоток. Такую точку зрения «Клопс» высказал вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта (МАП ГЭТ) Александр Морозов.

Что говорят расчёты

Сейчас в час пик на автобусах по проспекту ездят больше 1 300 человек в обоих направлениях. Расчёты произведены на основании открытой информации, в частности, по данным «Яндекс-карт».

«Имеется перечень маршрутов, указаны расписания и интервалы движения, по реестру маршрутов можно определить класс вместимости используемых автобусов, — отметил Александр Морозов. — По этим данным становится понятным, что на участке от Брусничной до центра Калининграда в автобусах предоставляется 1 300 мест».

Если запустить здесь трамвай «Корсар», он сможет перевозить 103 пассажира (при нормативе не более 4 человек на квадратный метр) с интервалом не более 4,5 минуты. Можно использовать двухвагонный состав, тогда интервал составит не больше 9 минут.

Выгода очевидна

По словам Морозова, научно-технический совет МАП ГЭТ подтвердил, что если пассажиропоток составляет свыше 1 200 человек в час, наиболее эффективным является именно трамвай. 

«С учётом протяжённости участка 5 км и средней скорости сообщения автобусов 14 км/ч при восстановлении движения трамвая удалось бы сэкономить на обслуживании свыше 13 автобусов большого класса», — объяснил эксперт.

По мнению Александра Морозова, город экономил бы порядка 100 млн рублей ежегодно. К тому же запуск трамвая на проспекте Победы повлёк бы значительный социальный эффект.

«Можно было бы сократить угрозу ДТП в четыре раза, кратно сократить экологическое загрязнение. При замещении части автобусных маршрутов трамваем примерно на 30-40 процентов удалось бы снизить расходы на транспортное обслуживание. А главное — обеспечить надёжность перевозок, прежде всего, независимость от заторов. И это критично даже для тех жителей, кто в обычной ситуации пользуется автомобилем», — говорит Морозов.

Нужен научный подход

Власти Калининграда хотят отказаться от восстановления трамвая маршрута №4 на проспекте Победы. Чиновники говорят, что пассажиропоток там низкий: 32-40 человек в час.

«Я затрудняюсь сказать, каким образом могла появиться настолько явная ошибка, — подчеркнул Александр Морозов. — В соответствии с законодательством, в Калининградской области должен быть разработан Региональный стандарт транспортного обслуживания, в котором необходимо указать предельное допустимое заполнение транспорта в часы пик. Исходя из этого норматива должно быть рассчитано количество предоставляемых мест для каждого маршрута и направления». 

Планируя регулярные перевозки, нужно прописать, как город обеспечивает выполнение этого норматива. Нужно учесть вместимость транспорта, интервал его движения на каждом маршруте. Разработчик документов, регулирующих перевозки, должен проанализировать пассажиропотоки в часы пик и рассчитать социально-экономические последствия — какой ущерб  возможен от ДТП, от загрязнения атмосферы, сколько времени люди будут тратить на поездки, во сколько обойдётся эксплуатация транспорта.

«С учётом большого значения этого вопроса для всех жителей и для судьбы города, было бы важно направить эти документы в общественную научную организацию для проведения экспертизы — правильно ли собраны данные о пассажиропотоках, были ли рассмотрены варианты (трамвай, троллейбус, автобус), правильно ли учтены последствия внедрения каждого из вариантов», — отметил вице-президент МАП ГЭТ.

Для качества жизни

Эксперт также прокомментировал заявления городских чиновников, что возобновление трамвайного движения на этом участке слишком накладно для городского бюджета.

«Расходы на восстановление и ремонт трамвайных путей с учётом имеющегося основания и территории, наличия подстанций и т. п. оцениваются по аналогичным объектам в 550 млн рублей до кольца на Радищева и ещё в 600 млн рублей — до кольца на Тенистой аллее. Итого 1,15 млрд рублей. С учётом только экономии эксплуатационных расходов, вложения в восстановление трамвая окупятся менее чем за 12 лет. А если учесть социально-экономический эффект — менее, чем за 10 лет. Конечно, это весьма грубый предварительный расчёт, но порядок цифр будет именно таким», — рассказал Александр Морозов.

Главное же, по его словам, повышение качества жизни, что определено указом президента России о национальных целях развития: «Среди них — рост продолжительности жизни и здоровья, качества городской среды, безопасности движения, благосостояния населения. Линия трамвая на проспекте Победы обособлена от автотранспорта. Отказ от трамвая означает постоянный риск встать в мёртвую пробку, которой не будет никакой альтернативы, кроме движения пешком. Этот риск будет нарастать ежегодно». 

Ненадёжность автобусов, их неэкологичность и другие факторы приводят к тому, что люди предпочитают личный транспорт общественному. Калининграду с его исторической застройкой и узкими улицами «необходим каркас трамвайных линий, покрывающий, как московское метро, все районы города». «Именно это должно быть приоритетом в транспортном планировании Калининграда», — подытожил Александр Морозов.

Мэрия Калининграда считает, что на проспекте Победы трамваями будут пользоваться лишь до 40 пассажиров в час