— Борис Григорьевич, компания «Айсберг» существует на калининградском рынке чуть больше 25 лет. Как вы развивали бизнес всё это время? Тем более что времена бывали разные — и на рынке, и в политике, и в экономике… На чём делаете акцент в развитии бизнеса?
— Действительно, 25 лет — большой срок. С другой стороны, если посмотреть более глобально, не так уж и много. Мы по-прежнему считаем себя молодой компанией, а начиналось всё просто. Значительную часть жизни я занимался совершенно другими делами. По окончании института был приглашён работать в Калининградское высшее инженерное морское училище. Прошёл по конкурсу, начал преподавать, стал доцентом, работал над докторской диссертацией. В принципе мыслей поменять род деятельности не было. Но, как известно, случился переломный момент. Из одной страны мы перешли в совершенно другую страну. В связи с этим появилась мысль заняться чем-то другим, и я променял большую науку на малый бизнес. Но и тут я всегда веду дела с оглядкой на своё научное прошлое.
У меня хорошие учителя. Когда я работал в КВИМУ, моим научным руководителем был заведующей кафедры профессор Кулагин, у которого я многому научился. А когда я занялся водой, жизнь свела меня с большим учёным, директором Института экологии человека и гигиены окружающей среды академиком РАН Рахманиным Юрием Анатольевичем, одним из гуру водных проблем в стране. Мы много внимания уделяли проблемам качества воды и разработали специальный технологический процесс, который позволял изготовить воду высшей категории качества. Наша вода отвечала требованиям по химическому и бактериологическому составу. Мы также занимались исследованием методов воздействия на улучшение структуры воды. Всегда стояла задача сделать воду и сам бизнес полезным не только для тех, кто их создаёт, но и для людей, которые пьют нашу воду — «Янтарный Айсберг». Вот это была цель, которую мы все 25 лет преследовали и продолжаем это делать.
— Несмотря на то что четверть века — довольно серьёзный срок, особенно для бизнеса, который был основан в конце 90-х и прошёл через несколько экономических кризисов, вы сказали, что у вас молодая компания. Почему вы так считаете?
— Молодость — время перемен и роста. Именно поэтому важно не останавливаться на достигнутом, ведь постоянное развитие и адаптация к новым условиям являются ключевыми аспектами успеха.
В быстро меняющемся мире, где технологии и общество развиваются с невероятной скоростью, мы должны быть готовы к изменениям и уметь адаптироваться к ним. Это помогает оставаться конкурентоспособными и успешными.
— Есть мнение, что питьевая вода, которая продаётся в магазинах, которую доставляют в офисы, — это всего лишь вода. Что тут может быть сложного? Какие проблемы могут возникнуть у бизнеса, который занимается производством воды и потом её продажей, доставкой конечному потребителю? Большое внимание вы уделяете производству. На что вы больше всего обращаете внимание?
— Я обращаю внимание на автоматизацию производственных процессов. Объёмы выпуска воды растут, как и нагрузка на людей. Сегодня у нас на заводе стоит четыре автоматизированных линии, каждая из которых максимально исключает ручной труд. Были проблемы с тем, чтобы усовершенствовать технологию снятия 20-килограммового баллона с конвейера. Сегодня у нас стоит робот, который делает эту работу, а ещё была решена задача автоматизация упаковки баллона.
Что касается такого важного вопроса, как контроль качества готовой продукции, то у нас своя сертифицированная лаборатория на производстве, которая следит за соблюдением норм каждой партии. По определённым параметрам мы пользуемся услугами государственных лабораторий, то есть дополнительно контролируем качество воды.
А с недавнего времени питьевая вода обязательно должна маркироваться в системе «Честный знак», это привело к усложнению многих бизнес-процессов как в производстве, так и в доставке. Но при этом объёмы производства растут и объёмы продаж растут. Продукт востребован.
— Борис Григорьевич, у вас на сайте написано: «Качество, формула и вкус на первом месте». За счёт чего продукция компании «Айсберг» соответствует этой философии?
— Не вдаваясь в детали, могу сказать, что, благодаря сотрудничеству с Институтом экологии человека и гигиены окружающей среды, мы совместными усилиями разработали методику приготовления воды высшей категории качества. В чём она заключается: поток разделяется на две части в определённом соотношении. Часть потока выхолащивается, то есть убираются все соли, минералы, в другую его часть добавляются недостающие йод, фтор, селен (мощный антиоксидант) и другие минералы. А потом оба потока смешиваются, в итоге по химическому составу получается вода высшей категории качества.
Следующая задача, которую мы решаем, — это улучшение структуры воды. Молекулы воды очень хаотично расположены, эти кластеры желательно выпрямить. В своём технологическом процессе мы используем прибор австрийского учёного Йоханна Грандера, который много лет, всю свою жизнь занимается проблемами структуры воды. Кроме того, мы применяем метод воздействия классической музыки на воду. Считается, что таким образом вода приобретает положительный заряд.
— Ваш бизнес строится на повторных продажах. К вам обращаются повторно, но наверняка не только из-за качества, формулы и вкуса. Расскажите, пожалуйста, на чём строится ваша работа с клиентами?
— Вы понимаете, вот эта сторона бизнеса, которой мы ещё пока не коснулись, — адресная доставка воды — самое сложное, что сегодня есть в нашем бизнесе. Заслужить многолетнее доверие клиента непросто. Это доверие не только к качеству воды, это вера в то, что мы хорошо выполним услугу.
— А какие инструменты вы используете и внедряете для удобства ваших клиентов и используете ли искусственный интеллект?
— Мы расширяем каналы коммуникации с нашими клиентами — это сайт, это все виды телекоммуникации. Движемся в направлении, чтобы активно внедрить искусственный интеллект, в частности в диспетчерскую службу.
— Борис Григорьевич, вы калининградец, по крайней мере, давно живете в Калининградской области, давно здесь основали бизнес. Насколько для вас было важно создать бизнес именно здесь и считаете ли вы, что помогаете региону?
— Я всю свою жизнь прожил в Калининграде. Приехал сюда, когда мне был один год: у меня папа был военным. Мама врач, она прошла всю войну фронтовым хирургом, в Калининграде работала хирургом-онкологом. Я люблю свой город, окончил здесь школу и всю жизнь здесь работаю.
А то, что я помогаю региону, мне кажется, не должно вызывать сомнений. Наша компания уделяет большое внимание экологическим проблемам. Могу вам с уверенностью сказать, что за год мы продаём такое количество 19-литровых баллонов в оборотной таре, что если пересчитать на пятилитровые бутылки, то получится примерно 35 футбольных полей! И это тот годовой объём мусора, который мы вместе с нашими клиентами сохранили, сделав выбор в пользу более экологичного способа потребления воды в оборотной таре.
— Борис Григорьевич, я знаю, что вы любите искусство, это прекрасное хобби. Помогает ли оно вам в работе?
— Компания у нас создавалась по принципу семейного бизнеса, хотя члены моей семьи не являются сотрудниками компании. Основная часть сотрудников работает со мной много лет, и между всеми сложились человеческие отношения. Мы часто отмечаем праздники вместе, устраиваем другие совместные мероприятия. И я считаю, что у нас компания высококультурная, высокообразованная. Что касается моего хобби — я собрал небольшую коллекцию произведений искусства. Очень люблю посещать музеи, выставки, мне это очень интересно. И ту эстетику, которую воспитываю в себе, пытаюсь внедрить в рабочие процессы. Мы стараемся сделать красивую бутылку, красивую этикетку, каждый год выпускаем календарь. И всегда это так или иначе связано с тем, что я где-то увидел, вдохновился и перенёс в свою работу.
— Борис Григорьевич, последний вопрос. Заканчивается 2024-й. Какие планы вы строите на следующий год? Что планируете внедрять в работу?
— Во-первых, хочу, пользуясь случаем, поздравить всех калининградцев с наступающим Новым годом, пожелать всем здоровья, счастья, удачи, мирного неба над головой.
Уверены, что вместе мы сможем преодолеть любые сложности в новом году и остаться полезными для жителей Калининграда. Наша команда продолжит работать над тем, чтобы обеспечивать вас качественной водой и делать вашу жизнь лучше.