В правдинском приюте для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Берег надежды», организовали форум-театр для подростков, чтобы помочь им адаптироваться в обществе и решить межличностные проблемы. Корреспонденты «Клопс» побывали на репетиции.
Суть форум-театра, или плейбэка в том, что зритель рассказывает свою историю, а актёры показывают её на сцене. Подросткам такое погружение помогает проработать их проблемы. Проект «Человек начинается с детства», которым руководит глава АНО «Рагнета» Ирина Теплинская, существует при поддержке Фонда президентских грантов. В конце ноября театр получил награду Совета Федерации.
Для кого создан театр
Сергею 15 лет, в приюте он живёт с 12-ти. Родителей лишили прав, когда ему было всего несколько месяцев отроду — мать и отец пили. Мальчика воспитывали бабушка и дедушка, но в какой-то момент пенсионерам стало сложно совладать с характером подростка-бунтаря.
Я сюда попал по собственной глупости.
Я не слушался ни бабушку, ни деда, хамил старшим, вообще никого не уважал. Постоянно школу прогуливал, лез в драки. Я был очень агрессивным, мог долго копить гнев и потом выплёскивал его, мог сильно ударить человека. Театр мне очень помог, я больше не испытываю настолько же сильной злости, а то, что есть, я могу подавить. Больше не обращаю внимание, когда меня задирают», — рассказал Серёжа.
Он хочет стать сварщиком, а в детстве мечтал быть строителем: «Мне кажется, это очень интересно. Поступать мне в следующем году, буду пробоваться в полесский колледж».
Серёжа уже не прогуливает школу. Любимых предметов у него нет, но больше всего нравится чертить на геометрии.
Серёжа часто звонит бабушке и дедушке, а с родителями говорит нечасто. «Он через день приходит, просит телефон, может по часу с ними разговаривать.
Спрашивает у деда с бабушкой, тепло ли они одеваются, носят ли шапку...
Видимо, и они об этом спрашивали. Для него это проявление заботы», — поделилась директор приюта Елена Перевозчикова.
Александре 16 лет. Она думала, что театр — это декорации, репетиции, но не расстроилась, когда поняла: здесь всё по-другому.
«За это время я сильно изменилась и теперь могу свободно высказывать своё мнение, не обращать внимания на всякие сплетни.
Раньше меня сильно задевало, что другие девочки меня обсуждали за спиной, придумывали про меня что-то.
Теперь я поняла, что таким людям не хватает смелости в лицо высказать. Я стала увереннее, самооценка повысилась», — рассказала Александра.
Маленькая Саша сначала жила с бабушкой. В какой-то момент мама решила забрать её к себе вместе с братьями и сёстрами, но не справилась, начала выпивать. Опека нашла пятилетней Саше приёмную семью, но отношения не сложились, и девочка попала в приют.
Мама и бабушка Александры умерли, отец исчез. «Мы отыгрывали это всё в театре. Я вообще плакать не люблю, а если это происходит, стараюсь, чтобы никто не видел. Но тут я плакала при людях. И когда ребята свои истории рассказывали, я тоже, бывало, плакала», — поделилась Саша.
У девочки пять братьев и сестёр. Две девушки уже совершеннолетние, но Сашу забрать к себе не могут — обе ещё учатся, и у них нет своего жилья. Саша часто с ними созванивается и мечтает вместе с ними провести новогодние праздники. Младшая и двое братьев в приёмных семьях и под опекой.
Антон — один из самых младших в труппе, ему 12. Его забрали у пьющих родителей, когда мальчику было 10 лет. В первом приюте отношения со сверстниками сразу не заладились, мальчика не сразу приняли в уже сложившийся коллектив. «Я очень хотел обратно домой», — поделился Антон.
В «Береге надежды» он живёт семь месяцев и почти сразу пошёл в театр: «Я тут вообще много чем занимаюсь: сегодня вот ездили в сауну, нас возят на игры «Локомотива». Я даже с волейболистками на площадку выходил — это очень круто было. Я ещё хожу на самбо, уроки делаю».
Когда Антон был маленький, отец часто сажал его к себе на колени в машине и позволял держаться за руль: «Мы делали круги у нас во дворе». С тех пор мальчику очень нравятся машины, он хочет работать в такси или где-нибудь ещё шофёром.
Ирине 13 лет. Сейчас она уже живёт дома, но всё равно приезжает в Правдинск на репетиции и выступления.
«Я в театр пришла, потому что хотела страх сцены перебороть, ну и как-то для себя вопросы с родителями решить.
Папа пил, и в какой-то момент я испугалась и вызвала полицию.
Вот меня и забрали сначала в Железнодорожный (санаторная школа-интернат для нуждающихся в длительном лечении и оздоровлении в Севском — ред.), потом сюда», — Ира добавляет, что отец ушёл на СВО.
«Я сейчас сильно спокойнее стала. Раньше не понимала, что старших надо уважать. Например, на меня начинали кричать, что я посуду не помыла, и я в ответ», — рассказала Ира.
Помимо театра, девочка увлекается фотографией. Она с детства любит снимать животных и мечтает, чтобы хобби превратилось в профессию.
Как всё начиналось и как устроен театр
Первые шаги актёрам помог сделать психолог, который работал с театралами полгода. «Ребята вспоминали, что у них в семьях происходило, не самые приятные вещи. У кого-то начиналась агрессия, у кого-то слезы, и нам нужно было научиться с этим работать, чтобы не навредить, а помочь справиться», — рассказала Ирина Теплинская.
У обычных детей есть семья, с которой можно поделиться. Они, как правило, умеют выражать свои эмоции, у них есть поддержка. А у ребят из приюта родителей или нет, или у них не найти сострадания. За помощью в «Берег надежды» приходят и домашние дети из неблагополучных семей.
«Эти дети для многих невидимки. У них нет модели конструктивного решения проблем, и им неоткуда брать этот опыт. Театр помогает им разморозить чувства, социализироваться, найти решения сложных подростковых ситуаций», — говорит Ирина Теплинская.
Постановка обычно длится около 40 минут, внимание детей сложно надолго удержать. На репетициях бывает, что подростки просто разговаривают о своих проблемах. Перед спектаклем разминаются — показывают что-то эмоциональное: счастье, потерю телефона, любовь как скульптуру.
Потом кто-то из ребят рассказывает историю на одну из трёх выбранных тем. На этот раз дети хотят обсудить дружбу, любовь и буллинг. Темы выбрали коллегиально, написав список на доске.
Первым решает высказаться 15-летний Миша. Он уже полгода живёт дома и около месяца встречался с девушкой.
«Аня встречалась со мной ради вейпа, потом сказала, что отношения не могут больше продолжаться, и начала обсуждать меня за спиной. Я решил всё ей высказать.
Она натравила на меня старших пацанов.
Миша назначает актёров, потом ребята начинают обсуждать, как играть сцену драки. В какой-то момент начинает казаться, что творится какой-то балаган: ребята перебивают друг друга, смотрят угрожающе, кричат, но тут Миша начинает смеяться: его отпустило.
Одна из сотрудниц приюта говорит, что сначала и ей всё было непонятно. «Когда мы начинали отыгрывать ситуацию, мне казалось, что она просто ужасная, но в какой-то момент комната заливалась весёлым гоготом. Они от горя переходили в радость. Мы видели, что это и вправду им помогает», — поделилась Валентина.
Как рассказали «Клопс» в министерстве социальной политики региона, ведомство поддерживает проект и создаёт условия для его реализации. «Социальный театр является профилактикой асоциального поведения и правонарушений, даёт поддержку взрослеющему подростку, который оказался в трудной жизненной ситуации», — подчеркнули в министерстве.
Калининградские студенты поставили интерактивный спектакль вместе с некоммерческой общественной организации ЮЛА. В основе постановки сюжеты-ситуации из жизни актёров. Это школьный буллинг, равнодушие и непонимание взрослых, мифы о ВИЧ-инфекции, иллюзии о «настоящей любви», «ласковые» педофилы и другое, с чем приходится сталкиваться подросткам.