Настоящий мужчина должен построить дом. Калининградский художник Дмитрий Чайка подошёл к этому правилу творчески: обставил мастерскую самодельными стеллажами, заселил керамическими динозаврами и развесил на стенах панно с леопардами. К новаторским идеям мастера прислушался корреспондент «Клопс».
У Дмитрия несколько любимых техник работы, или, как он говорит, «медиумов». Так художники называют «материальные основания» своего творчества: иллюстрацию, скульптуру, видео, коллаж, даже одежду. Эксперимент с новыми формами для Чайки — один из основных постулатов.
«Первым, наверное, назову графику, назову акварель и бумагу, потому что очень сильно люблю. Ещё коллаж, потому что в этом методе можно собирать работы из чего угодно. Всё, что есть под рукой, идёт в дело!» — рассказывает Дмитрий.
Начинал с покраски пластилина
Первым в жизни проданным арт-объектом художника стала пластилиновая поделка. «Мне было лет десять. Я сделал скульптуру и покрасил её, чтобы не было понятно, что она из пластилина. Её у меня на школьной ярмарке купили», — смеясь вспоминает Дмитрий.
Уже в то время мастер пробовал себя в разных видах творчества. Первые опыты в декоративно-прикладном искусстве привели его в художественную школу.
А потом маленький Дима неожиданно увлёкся... вязанием. «У меня была прабабушка, и меня родители сплавили к ней на лето, — вспоминает он.
Бабушка умела вязать крючком и показала мне. Наверное, чтобы меня чем-то занять, чтобы я особо не шатался по подворотням.
Это был, мне кажется, четвёртый класс. И с тех пор я повязывал, но очень сильно это скрывал. Потому что в нашей семье не было принято вязать крючком».
«Основы дарвинизма» как основа коллекции
Несмотря на всю секретность этого вида творчества, Дмитрий продолжал вязать для души ещё годы и годы, пока в один прекрасный день любимое занятие не стало основой модной коллекции.
Как вспоминает художник, в соцсетях он был подписан на паблик бренда одежды, над которым работал модельер Игорь Андреев.
«И я думаю, — вспоминает Дмитрий, — у меня же много навязанных всяких семплов... Я написал, что есть у меня наработки, дизайны. Что я могу их прислать. Если ты [владелец бренда] их используешь в следующей коллекции своей, мне это будет очень приятно».
И внезапно модный дизайнер ответил!
Таким образом Игорь Андреев меня легализовал в поле вязания крючком», — улыбается Чайка.
Для второй совместной с тем же брендом коллекции Дмитрий разработал уже целую серию аксессуаров и украшений. Частью модной линейки стал отдельный «дроп», серия вещей с динозаврами. Например, это были вязаные кольца и патчи в виде доисторических животных, «которые пришивали везде: на джинсы, кофты, пиджаки».
Любовь к вымершим персонажам родом, как и вязание, из детских лет. Первой книжкой, которую Дима, по собственному признанию, «читал, лет в пять, наверное», стали «Основы дарвинизма».
«Это был какой-то учебник 70-х годов, где была теория эволюции Дарвина расписана на 200 страниц с иллюстрациями, — говорит он. — Там я увидел динозавров. Я её [книжку] много перечитывал... Наверное, всё оттуда!»
Теперь дизайнерские задумки Дмитрия в Подмосковье воплощают на производстве «60 специально обученных вязальщиц». Впереди, как надеется художник, ещё не один совместный с брендом проект.
Кстати, это был не единственный раз, когда нашлось практическое применение тем самым динозаврам из «Основ дарвинизма». В 2016 году Дмитрий представил на своей персональной выставке коллекцию керамических ящеров.
Большая часть фигурок ушла тогда с аукциона. Только анкилозавр, которому не посчастливилось потерять ногу во время транспортировки, так и остался жить в мастерской.
От инсталляции до мурала
Как и многие собратья по цеху, Дмитрий ценит возможность работать не только единолично, но и в коллаборации с другими авторами. Чайка входит в арт-группу «Лодзинские псы». Её выставки проходят время от времени в галерее «Новичок».
«В пилотном таком мероприятии я участвовал. Оно называлось «Лодзь Догги Пис Клаб», — вспоминает художник. — Там были представлены работы в разных техниках. Это были и картины на холсте, и инсталляции, и муралы».
Летом 2024 года в составе той же арт-группы Дмитрий принял участие в выставке «Жили-были». Её темой стало «Кладбище домашних животных»: под таким мрачноватым девизом художники размышляли о смерти и жизни. Чайка в качестве экспоната впервые представил тогда принт на хлопке. На футболке он напечатал изображение, созданное при помощи искусственного интеллекта по собственным промптам.
Создать игру за два дня
Кстати, информационные технологии для художника не новость, ведь по образованию Дмитрий — программист. Правда, непосредственно по профессии он никогда не работал. Но и в этой сфере он успел реализовать себя в привычном, творческом качестве.
Для художника нашлось дело в разработке игр. «Я рисовал фоны, — вспоминает Чайка, — рисовал кадры, спрайты они называются, когда персонаж двигается. Это ещё происходило, когда игры были восьмибитные, во времена "Змейки"».
Принял Дмитрий участие и в калининградском проекте «Гейм джем» в выставочном центре Artgart, презентация которого прошла в начале декабря. Команды разработчиков и иллюстраторов за два дня должны были создать полностью функционирующую игру.
Главное, чтоб не табуретка
При всём разнообразии материалов, которые использовал художник в своих проектах, у него ещё остались и неосвоенные горизонты.
«С деревом хотелось бы повзаимодействовать, — рассказывает Дмитрий. — Меня очень привлекает столярный труд».
Он признаётся, что давно мечтает о верстаке, обдумывает, что можно было бы создать из древесины. «Это всё-таки что-то основательное должно быть, что требует большего мастерства, — рассуждает он.
Не табуретки. Это будут, например, какие-нибудь комоды!
Впрочем, и в столярном деле небольшой опыт у него тоже уже есть. «Я вот сделал замечательный стенд, — скромно хвалится Дмитрий. —Из старых досок я сколотил стеллаж, без молотка и измерительных инструментов. По-моему, гвозди я забивал каким-то кирпичом».
Так что не исключено, что в скором времени к списку рабочих инструментов Дмитрия Чайки к мольберту и кистям, пряже и крючку, гончарному кругу, акварели, ноутбуку добавится ещё и рубанок.
Среди коллег по цеху Дмитрия Чайки особенно выделяется Юрий Трушкин, конструирующий свои произведения из инженерной рухляди.