«Клопс» продолжает серию репортажей с улиц Калининграда. Во втором выпуске журналист «Клопс» прогулялся с известным российским транспортным инженером Михаилом Якимовым по одной из самых загруженных улиц города — Черняховского. Мы рассмотрели схемы движения транспорта и оценили комфорт и доступность среды для пешеходов.
Улица создана ещё в 1626 году. В 1946 году Врангельштрассе переименовали в Кавалерийскую, а в 1960-е она получила современное наименование — Черняховского.
Сегодня это одна из важнейших городской артерией. По ней проходят более 40 автобусов и маршруток, троллейбус, а также оба калининградских трамвая.
Что не так в организации движения
Михаил Якимов сразу раскритиковал отсутствие светофора на пересечении с Озёрным проездом. По мнению специалиста, это угрожает безопасности пешеходов и пассажиров общественного транспорта.
«Широковатенько тут. Много светофоров не бывает — это степень воздействия на участников движения. Можно регулировать доступ к остановкам, коммутировать со следующими. Полезная вещь», — считает Якимов.
Непонятным для эксперта показался треугольник безопасности, который сделали на этом же пятачке.
«Зачем-то нарисовали белым. Здесь должен быть тротуар!» — сказал Якимов.
Специалисту не понравилась и организация движения при выезде с Горького на Черняховского. На пересечении установлены знаки, позволяющие движение с правой крайней полосы как к площади Победы, так и в сторону Василевского. Якимов же считает, что сталкивать автомобилистов лбами нельзя.
«Это безобразие, — возмутился эксперт. — Вопросы организации движения отдаются на откуп водителям: типа, разберитесь между собой как-нибудь. Одни начинают сигналить, другие выезжают за стоп-линию, получается, нарушают. В европейских странах такого нет, что, мол, сами разбирайтесь!»
Что не так с общественным транспортом
Столичный специалист уверен, что убирать трамваи из центра города нельзя. При этом по Черняховского нет смысла разрешать автомобилям проезд по путям. Это никакого эффекта не даёт, зато вагоны стоят в общей пробке.
«В центре города не сокращают трамвай. Он может заменить два автобуса. В центре сокращать как-то странно. Конечно, если он едет не по выделенке, то скорость низкая», — говорит Якимов.
То, как сделали разметку рядом с площадью Василевского, эксперта и вовсе шокировало. Машины здесь попадают в бутылочное горлышко, вынуждены перестраиваться, тормозя весь поток, провоцируя аварии.
«Зачем устраиваем тут пробку?! — недоумевает Якимов. — Третий ряд для машин нужно убирать. Ничего себе! Трамвай стоит и ждёт. Это безобразие».
Следующее замечание — электротранспорт пропускает автомобили на кольцевой развязке через площадь Василевского.
«[Такое] вот «по понятиям» — это нехорошо. Водитель может быть иногородним, может не знать. На нерегулируемых обычно у трамваев приоритет», — считает специалист.
Московский инженер предложил не наносить разметку на трамвайные пути, а отделить рельсы делиниаторами. «Это нужно для трамваев, чтобы он понимал, что резко к нему никто не выскочит. Тогда скорость будет другой, раз — и пролетел», — говорит Якимов.
Поведение калининградских водителей, которые спокойно себе позволяют ездить по рельсам, ему кажется довольно странным.
«Во многих городах страны, в той же Москве водители пугаются двигаться по путям, а в Перми такого вообще нет. Пермяк вот сюда приедет, он вот так не выедет. Потому что приучили: тут едет трамвай с кучей пассажиров. Тогда и у трамвая скорость соответствующая набирается, и повышается провозная способность улицы», — говорит Якимов.
Чуть больше года назад в администрации Калининграда решили, что по центру Черняховского следует запустить выделенную полосу и согнать весь общественный транспорт туда. Столичный специалист такое решение подверг критике.
«Я скептически отношусь к такой идее, — говорит он. — Мы в центре, здесь есть везде на первых этажах точки притяжения. Это не жилые дома, где люди утром вышли, вечером вернулись. Каждый работник здесь притягивает в сутки по шесть-семь человек!
И относить людей подальше от зданий — не очень хорошо, всё же в центре жизнь должна быть на тротуарах. Чтобы в каждую дверь постоянно заходили и выходили люди», — говорит Якимов.
Подобного рода выделенки можно делать на тех участках, которые загружены в течение суток неравномерно: утром жители уехали, вечером — приехали, а днём активность низкая. В качестве примера Якимов назвал улицу Щорса в Белгороде: она как раз связывает центр со спальниками.
Транспортный инженер считает, что в центре городов заездные карманы вообще некстати. «Скорость потока на улице не такая высокая, поэтому общественный транспорт должен стоять на полосе и лишние манёвры никому не нужны».
Что касается выделенной полосы для автобусов, то Черняховского, по мнению Якимова, достаточно широка для обособления под пассажирский транспорт.
«Выделенки везде подходят, но их нужно делать там, где нужно, а не там, где можно. В Москве на многих улицах наделали: но только потому, что они там никому не мешают. На Черняховского нужно правую полосу выделить. Останется одна полоса для индивидуальных авто, и нормально», — сказал Якимов.
Что ещё не радует глаз
Эксперт отметил на Черняховского знаки велопешеходного движения. При этом на части улицы велополоса и тротуар проходят отдельно.
Разделение пешеходов и велосипедистов лишь краской на асфальте Якимов считает нормальной практикой. «Везде сейчас так делают. Приучают людей не ходить по велополосам. Да, знака нет, но разметка — есть», — сказал Якимов.
По словам специалиста, в случае конфликта с пешеходом будет виноват водитель велосипеда или самоката.
Ещё одна деталь, которая бросилась специалисту в глаза в Калининграде — слишком большие радиусы для поворотов.
«Зачем они такие, здесь разве проходят соревнования по «Формуле-1»? Нет же. Не нужно, чтобы на скорости машины входили в повороты», — заключил Якимов.
Что не так на одной из самых крупных улиц Калининграда — Московском проспекте, читайте в обзоре «Клопс».