09:40

«Мертвецов я никогда не боялась»: криминалист из Калининграда раскрывает загадочные преступления и пишет детективы

  1. Калининград
В качестве псевдонима Ирэна Есьман взяла фамилию своего героя | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
В качестве псевдонима Ирэна Есьман взяла фамилию своего героя. Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Можно ли распознать злодеев по почерку и отпечаткам пальцев, точно знает 36-летняя калининградка Ирэна Есьман. Почти 15 лет она работает экспертом-криминалистом в отделе полиции Московского района. Проводит сложные исследования и раскрывает запутанные преступления, а на досуге пишет детективы и сценарии. Калининградка рассказала «Клопс», почему подписывает книги фамилией своего персонажа и куда исчезает героиня её романа после авиакатастрофы.

Мама Ирэны работала инспектором ПДН, отец — во вневедомственной охране. Видео: «Клопс»

Самая романтичная профессия

Больше полжизни Ирэна Есьман посвятила работе в полиции. Говорит, что была серьёзным ребёнком и мечтала быть похожей на родителей — и мама, и папа служили в МВД. 

«Выбор профессии, скорее, был связан с династией. Дедушка работал в отделе милиции Пионерского, дядя — в уголовном розыске, отец — во вневедомственной охране, а мама — инспектор по делам несовершеннолетних. Я тоже захотела носить погоны, форму... И попробовать себя в роли криминалиста!

Я считаю, что криминалист — самая романтичная профессия в системе МВД и самая интересная».

Ирэна вспоминает, что была очень самостоятельной. Родители пропадали на работе и возвращались домой поздно. 

«Помню, мама как-то привела ночевать девочку — негде было её оставить до утра, кроме как у нас. Было много таких тяжёлых историй», — вспоминает калининградка. 

Казарма, ранние подъёмы и наряды — начало учёбы напоминало армию. Видео: «Клопс»

Семь допусков 

В 2005 году, после школы Есьман уехала поступать в Волгоградскую академию МВД. Девушку сопровождала мама. 

«Мы приехали в загородный учебный центр, — вспоминает она. — Там проходили экзамены, потом курс молодого бойца. Это как армия — ранние подъёмы, казарма примерно на сотню девушек. Огромное помещение, 50 двухэтажных кроватей с железными сетками... Мы прожили там около месяца. Ранние подъёмы, наряды, туалет на улице — это было впечатляюще! И учёба была очень интересной. Эксперт, выпускаясь из академии, получает семь допусков. Начиная от дактилоскопической экспертизы — одной из базовых, — и заканчивая почерковедческой — самой сложной и самой моей любимой», — говорит Ирэна. Она добавляет, что делает также экспертизы холодного и метательного оружия, трасологические и баллистические экспертизы. 

«Несчастный» Opel на кирпичах

Вернувшись в Калининград, Ирэна пришла работать в Московский отдел милиции, где трудится и сейчас — только уже в полиции. «Менялись районы, руководители, отделы, но я так и осталась городским экспертом», — говорит криминалист.

Свой первый выезд Есьман называет банальным, но запоминающимся. Это была кража колёс с автомобиля. «Приезжаем — несчастный «Опель» стоит на кирпичах. И я думаю: надо искать следы, что-то надо делать. 

Обрабатываю поверхности, которых преступник мог касаться. И нахожу неплохой такой след ладони.

Мы его отправляем в базу, и устанавливается лицо, которое неоднократно привлекалось за подобные преступления. Этот первый выезд стал какой-то мотивацией для дальнейшей моей работы», — вспоминает сотрудница полиции. 

Криминалист моделирует ситуацию представляя, как мог действовать преступник. Видео: «Клопс»

Эксперт работает первым 

Основной вид преступлений с которым приходится сталкиваться, — это кражи. Бывают грабежи и разбои, но реже. Впрочем, порой случается выезжать и на убийства, и на неопознанные трупы. 

«Эксперт вообще работает первым. Никто не заходит в квартиру, если это квартирная кража. Осмотр начинаем с места проникновения — осматриваем дверь, состояние замков. Смотрим, оставлены ли преступниками следы обуви. Изучаем обстановку. 

Эксперт моделирует ситуацию так, как мог действовать преступник. Ставим себя на его место.

Конечно, обрабатываем дактилоскопическим порошком поверхности для выявления следов рук и перчаток. Если это неопознанный труп, то выезжаем со Следственным комитетом и судебным медиком. Что требуется от криминалиста? Если это не насильственная смерть — дактилоскопировать, чтобы установить личность», — рассказывает майор полиции. 

В ответ на вопрос, не боится ли девушка мертвецов, Ирэна улыбается: страшно ей, оказывается, никогда не было. 

Не знаю, с чем это связано, но я не боюсь трупов. 

Бывает — запах или слишком сильные гнилостные изменения, тогда просто неприятно. Но так, чтобы бояться — нет». 

Летом чаще всего воруют велосипеды. Видео: «Клопс»

«Выпили огненной воды, проснулся — денег нет...»

Случается, что жертвой злоумышленников человек становится из-за беспечности, рассказывает эксперт. «Бывает, человек познакомился с кем-то возле магазина, позвал его домой. Выпили огненной воды. Хозяин уснул. Проснулся — ноутбука нет, вещей нет, телефона нет, денег нет. Как зовут — не знает. Звонит в полицию. 

Другая беда — кражи велосипедов. Особенно в сезон — просто какой-то бум. Каждый день — один, два, три велосипеда. Только по одному району. Самое интересное, что люди удивляются: «Со мной же такого никогда не происходило! Почему? Я же всегда ставил велосипед здесь. Как его забрали? Как же такое произошло?» 

Велосипед — самая легкодоступная добыча. И даже трос его не спасёт. Поэтому убирайте велосипеды в квартиры, и всё будет хорошо». 

Ирэн говорит, что бытовые преступления, ссоры, перерастающие в поножовщину, — также очень частый повод для работы полиции. Чаще всего конфликты происходят после употребления алкоголя. 

Мне кажется, мужчины недооценивают женскую эмоциональность и непредсказуемость: если уж довёл, тогда готовься...

Помню, был выезд, когда женщина ударила супруга ножом в ногу. Наверное, хотела минимизировать повреждения, но попала в бедренную артерию. Муж скончался от потери крови.

Почти все женщины в аналогичных случаях сразу сознаются в преступлении. Они рассказывают полицейским, как психологам, сколько зла причинил им мужчина, ставший в итоге жертвой.

Нередко дамы идут и на кражи — в том числе банальные бытовые, когда что-то плохо лежит. Помню, одна «прихожанка» таскала пожертвования из церкви, которые оставляли в специальном ящике. Вот уж точно говорят: ничего святого!»

Что лежит в чемоданчике эксперта-криминалиста. Видео: «Клопс»

Раскрыли убийство по чеку из магазина

Одна вещь, найденная на месте преступления, может стать объектом нескольких исследований. Например, нож: на рукояти можно выявить следы рук, назначают биологическую экспертизу — изучают кровь и потожир. Понадобятся экспертиза холодного оружия и трасология: так выясняют, могло ли повреждение образоваться именно от этого ножа.

«Недавно проводила баллистическую экспертизу: хулиган стрелял в воздух. Надо было доказать его причастность. Мне принесли гильзы с места происшествия и пистолет подозреваемого. По следам на гильзах удалось установить, что стреляли из его оружия», — рассказывает эксперт.

Убийство в одной из квартир Московского района раскрыли благодаря найденному в мусорке чеку из магазина. 

«В квартире нашли тело избитого. Обнаружили следы рук, но в базе данных таких не было. 

В мусорке обнаружили чек из магазина, туда наведались коллеги из уголовного розыска и по камерам вычислили покупателя.

Тот отпирался, но недолго: как раз следы рук, найденные в квартире, совпали с его отпечатками пальцев», — рассказывает эксперт-криминалист.

Ещё один пример: разбой в Сбербанке, о котором писали местные СМИ. Мужчина зашел в зал с предметом, похожим на гранату, и угрожал взрывом. 

«Получив требуемую сумму, скрылся. Моя коллега нашла следы рук в выдвижном лотке для денег. Подозреваемого вскоре задержали в аэропорту, его дактилоскопировали, и "пальцы" совпали», — говорит Есьман. 

Сядешь на стол — поедешь на труп

«Клопс»: А как проходят ваши дежурства? У вас они длятся 24 часа?

— Главное, чтобы никто не пожелал хорошего дежурства (смеётся). Иначе всё будет с точностью наоборот. 

Мы немножко суеверные в этом плане, и это проверено неоднократно. 

«Сядешь на стол, поедешь на труп» — это тоже работает! Дежурство начинается с вооружения, проходим инструктаж. Возвращаюсь в кабинет, смотрю, что у меня в чемодане, и докладываю, если чего-то недостаёт. По звонку дежурного выезжаем на место происшествия, где работаем в составе следственно-оперативной группы». 

Ирэна вспоминает несколько эпизодов из практики. 

«...Это был квартирный разбой. Ни камер, ни свидетелей. Из потерпевших — бабушка и дедушка. Преступника они сами впустили — он представился сотрудником газовой службы. 

Он избил стариков и забрал накопленные деньги, которые хранились под матрасом в пакете из-под молока. 

Дедушка рассказывает, что дрались они в коридоре... Я думаю: где же мне искать следы? У меня такое рвение было, чтобы найти его! А в коридоре никакой мебели, ничего нет. Единственное — дверной проём. Обрабатываю, нахожу маленький след. И вот по нему мы устанавливаем преступника. Мне запомнился этот выезд, так жалко было этих людей!..»

Эксперт рассказала как проходят дежурства и в какие приметы верят полицейские. Видео: «Клопс»

Сам себя ранил, чтобы отвлечь подозрения

Другой случай, о котором рассказывает криминалист, произошёл в сентябре 2022 года на Коммунистической. 

«Звонит дежурная часть: падение с высоты и ножевое ранение, адрес один и тот же. Приезжаем — сидит мужчина в квартире, женщину уже увезли в больницу — она выпала из окна. Скорая обрабатывает ему раны. Он говорит: мы поссорились с супругой, она меня ударила ножом, а сама выпрыгнула из окна. Окно открыто, рядом стоит табуретка. Я начинаю работать. 

На поверхности оконной рамы нахожу следы рук: расположение у них такое, будто человек держался со стороны улицы.

То есть — следы захвата. Я предположила: наверняка он её выталкивал — не сама она прыгала! Так и оказалось на самом деле. А он сам себя ранил, чтобы отвлечь от себя подозрения...»

Одним из самых значимых раскрытых уголовных дел в своей карьере калининградка считает мошенничество, связанное с крупной суммой денег и распиской. 

«...Человек дал расписку, что получил денежные средства, но потом отказался. Мол, ничего не получал и не писал. Мне на экспертизу приходит эта расписка и образцы его почерка. На первый взгляд — наклон другой, размер другой... Однако я нахожу комплекс совпадающих признаков, который указывает, что человек намеренно изменил почерк. В результате эта экспертиза легла в основу доказательной базы по уголовному делу о мошенничестве».

«Клопс»: Расскажите, приходилось ли вам применять на практике свои умения вне работы?

— Я могу, например, посмотреть деньги: умею без микроскопа понять, что это за денежный билет, фальшивый или настоящий. Но в основном я использую свои знания, когда пишу книги!

«Мертвецов я никогда не боялась»: криминалист из Калининграда раскрывает загадочные преступления и пишет детективы   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Пациент всегда прав

«Клопс»: В декабре пройдёт презентация вашей первой книги, она доступна на Литрес. Расскажите, о ней. И почему только сейчас презентация?

—Первая книга называется «Пациент всегда прав». Она есть и в бумажном виде, и аудиоверсия, где читает профессиональный чтец. Презентацию решили провести [немного позже], чтобы книга успела завоевать интерес читателей. Можно будет и обсудить дальнейшие мероприятия, связанные с выпуском второй книги — «Инстинкт жертвы». 

«Клопс»: Вы давно начали писать? Когда появилась такая мысль, были ли до этого романа пробы пера? 

— Моя одногруппница, с которой мы учились в академии, как-то давно мне сказала, что написала книгу. Я думаю, да как? Как это возможно без образования? Я удивилась, потом почитала и впечатлилась. Прошло время, и в один прекрасный момент я вспомнила и подумала: может быть, и мне попробовать? Так родилось желание написать свою историю. 

«Клопс»: О чём ваш роман?

— Это психологический детектив. В центре сюжета — главный герой Марк Берн, который теряет свою девушку в авиакатастрофе. Он не может смириться с её гибелью и, вопреки фактам, верит, что она жива. Известный психотерапевт Александра Герц помогает ему преодолеть эту потерю, помогает справиться. Но в какой-то момент Марк становится главным подозреваемым в убийстве своей девушки... Такая вот история.

Калининградка: о героях своего романа и будущем фильме. Видео: «Клопс»

«Пациент всегда прав» — это и есть проба пера, моя первая книга. 

С этой историей я победила в конкурсе, стала автором крупного издательства и удостоилась выхода собственной серии под мои книги. 

Конкурс назывался «True Crime, True Love» — о преступлении и о любви. По сути, в моей книге есть и то, и другое. Я не писала под конкурс, но, поставив последнюю точку, подумала, что куда-то нужно эту историю деть. Увидела в интернете информацию о конкурсе, подала заявку... Не поверила, когда увидела: Ирэна Есьман — первое место. Было очень волнующе. Потом редактор со мной связался, и мы начали работу над выпуском... В конкурсе было примерно 200 участников. Все из России, люди, которые пишут детективы». 

Марк Берн и другие герои

Ирэна рассказывает, что создавала сюжет около полутора лет, иногда с перерывами в недели и месяцы. Идея развязки оформилась не сразу: в какой-то момент даже хотелось всё бросить. 

«Сначала появился главный герой, Марк Берн, потом его девушка Софи, и мне нужно было их разлучить, потом начали приходить идеи, как раскрутить сюжет... В какой-то момент в голове всё сложилось, и мне не терпелось прийти домой, быстрее взять ноутбук, всё записать, состыковать и прийти к финалу», — рассказывает собеседница «Клопс». 

На вопрос о книгах, которые читала писательница в детстве, Ирэна смеётся: кроме школьной литературы зачитывалась журналами о криминальном мире. 

Были журналы про преступления. Я ходила в газетный киоск и покупала их. 

Там были какие-то страшные картинки, ограничения по возрасту. Я не знаю, как мне это продавали, но я зачитывалась!

Ещё мне помог испанский сценарист и режиссёр Ориол Паоло. Он снял фильмы «Тело» и «Невидимый гость». Эти работы меня очень впечатлили, я стремлюсь к такому же уровню». 

Город К.

Ирэна рассказывает, что Марк Берн — её первый выдуманный персонаж, от которого писательница и позаимствовала псевдоним Ирэна Берн. 

«Клопс»: В книге фигурирует город К., очень много узнаваемых для калининградцев мест...

— Есть места, которые существуют, но есть и вымысел. Мне кажется, неправильно, если бы я указала Калининград, но при этом писала о клинике Герц, которой не существует. Я решила сократить название до города К. Неизвестного, но узнаваемого местными читателями.

«Клопс»: Среди ваших знакомых есть прототипы кого-то из героев? 

— Большинство героев вымышленные, есть собирательные образы. Например, Софи — [унаследовала] часть внешности моей подруги. Очень яркая, длинные волосы... Но характер там другой. Что касается иностранных имён, то все они вымышленные. Тут нет никакой загадки — полностью мой творческий подход. Я подумала, что такие имена передают образ героя и делают книгу узнаваемой, со своим определённым стилем...»

Подписывая книги, Ирэна ставит свой «фирменный знак»: отпечатки пальцев. Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

«Клопс»: По своей книге вы сейчас пишете сценарий. Это уже заказ?

— Я начала писать сценарий, когда поняла, что хочу экранизировать книгу. Изучала сценаристку, смотрела видеоуроки, написала сценарную заявку. Мне даже удалось поучаствовать в питчинге — коротеньком выступлении перед продюсерами кинокомпании Bazelevs, снявшей «Ёлки» и другие известные фильмы.

Продюсеры заинтересовались историей, но пока на договор мы не вышли. С этой заявкой я подаюсь на участие в стипендиальной программе «Автор» от Фонда кино. Если туда попасть, сценарий точно будет реализован... Конкурс там бешеный! 

Я уверена, что моя книга будет экранизирована. Я в это верю, я вижу это на экране...

Кстати, один фильм уже был снят по моему сценарию — это короткометражка «Мошенник». Сценарий на основе реальных событий, произошедших в Московском районе Калининграда. Женщина продала квартиру и все средства перечислила мошенникам, осталась на улице.

Это меня так впечатлило, что я очень быстро написала сценарий, и по нему сняли короткометражку. 

Это была дипломная работа начинающего режиссёра Надежды Крученковой. Пока фильм нельзя увидеть, продюсеры занимаются его продвижением. Возможно, его выставят на конкурс фестиваля "Короче"», — рассказывает собеседница «Клопс». 

Главную роль в короткометражке сыграла актриса Елена Туч, на её счету много эпизодических ролей в российских сериалах. 

«Мертвецов я никогда не боялась»: криминалист из Калининграда раскрывает загадочные преступления и пишет детективы   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

«Клопс»: Кто ваши главные читатели, которые первыми могут увидеть написанное?

— Первые и, конечно, тоже главные, — это моя семья. Они меня поддерживают во всём, приходят ко мне с доброй критикой. Я прислушиваюсь, что-то могу поменять и по-новому расписать какую-то сцену. 

У меня есть сынок, ему десять лет, и он очень гордится мной. Когда я собиралась к вам, он очень сильно меня поддерживал, настраивал. Говорит: мама, всё будет хорошо, ты же книги пишешь, а тут всего лишь интервью! Близкие гордятся мной, мне даже неловко, когда они говорят мне чрезмерно хорошие слова...» 

В 2025 году калининградка планирует написать несколько сценариев. Видео: «Клопс»

«Клопс»: Ирэна, назовите три вещи, которые вы ещё не сделали в жизни, но обязательно сделаете в 2025 году.

— Я точно могу сказать, что в 2025 году пройдёт презентация моей второй книги. Обещаю себе съездить на московскую книжную ярмарку и, возможно, поучаствую там в качестве автора. И ещё обещаю себе написать несколько короткометражных сценариев!