15:18
erid: 2SDnjd6sCXD

Город или оркестр: какие инструменты производили в Кёнигсберге, изучает Кафедральный собор

  1. Калининград

Дерево, металл, войлок, кожа — что нужно сделать, чтобы эти простые материалы зазвучали? Кёнигсберг XIX-го и даже XVI-го века знал отлично. Наверное, потому и разбросал повсюду мастерские, даже фабрики музыкальных инструментов. Что здесь производили и были ли шансы собрать целый оркестр — разбирается Кафедральный собор.

Клавиши

Больше семидесяти мастеров и настройщиков фортепиано жили в Кёнигсберге девятнадцатого века. Учитывая, что пианофорте появилось всего-то столетие назад, а в городе было около 150 тысяч человек, цифра вполне себе впечатляющая.

Инструмент работы изобретателя пианофорте Бартоломео Кристофори (1720)
Инструмент работы изобретателя пианофорте Бартоломео Кристофори (1720).

Одной из самых известных была фабрика Йоханна Фридриха Марти. Ее владелец состоял в Кенигсбергском физико-экономическом обществе, докладывая там о своих изобретениях, выступал официальным поставщиком Королевского двора, а в 40-х начал экспортировать фортепиано в Англию, Польшу и Россию. В районе Штайндамма, на Walsch Gasse, 6, располагалась сама фабрика — инструменты оттуда можно встретить в музеях Берлина, Бад-Кроцингена, в польских Быдгоще и Опатувеке.

Заводы Steinway
Заводы Steinway.

Карла Юлиуса Гебауэра в Кенигсберге тоже знали. Был он, кстати, одним из учеников Марти. Наладить производство Гебауэру оказалось проще — ему уже принадлежали лесопилка и деревоперерабатывающий завод в Закхайме. 700 инструментов в год фабрика на Кёнигштрассе выпускала в восьмидесятых, все — в корпусах из красного дерева. Отправлялись они в Индию, Америку и Австралию. Выставлялись в Лондоне, Мельбурне, Вене, Москве, Бромберге. Бизнесмен оказался изобретателем — и придумал винтовую колковую систему для механической настройки фортепиано, запатентовав её в Пруссии.

К концу столетия фабрика вышла за свои пределы — филиалы открылись сначала в Каунасе, затем — в Тильзите.  Гебауэр-младший, вернувшийся после стажировок на силезских, дрезденских заводах и легендарном Steinway, вывел в производство дорогие модели в стиле рококо и ренессанса из ореха, дуба, палисандра с инкрустациями. Этим его участие в музыкальной жизни не ограничилось, и Карл Юлиус стал одним из основателей Кёнигсбергской консерватории и Музыкальной академии, заодно руководя организацией концертов классической музыки в городе. На  Rippenstrasse, 24 (улица Гражданская) переехала фабрика в начале века, а на Французской открылся магазин бренда. Сегодня знаменитые инструменты можно встретить и во французской экспозиции — музее Парижа.

Заводы Steinway
Заводы Steinway.

Виола да гамба

Если говорить о струнных — представляйте не только скрипку, виолончель, контрабас, альт… Помните, например, виолу и лютню? В средние века в Европе и та, и другая были популярны особенно.  Для виолы писали Бах, Телеман, Куперен. Для лютни — и Бах, и Вивальди. В мастерских Кенигсберга эти инструменты «сочиняли» многие, в том числе — братья Тильке, чьи лютни, скрипки, контрабасы хранятся в экспозициях Гамбурга, Гданьска и Лейпцига; мастер Грабовски, от работ которого осталась только фотография в местной газете. А ещё — Грегориус Карп, чьи виолы и причудливо декорированные скрипки можно встретить в музеях по всему миру. Другое дело — есть подозрение, что он лишь выкупал инструменты, продавая их под собственным брендом.

По воздуху

Не упомянуть об органостроителях в Кенигсберге в принципе невозможно. В городе было 35 кирх! Самыми известными творцами  их инструментов были Иоганн Мозенгель и Макс Терлецки, которые, кроме прочего, создали грандиозные органы для Собора на острове Кнайпхоф. Нынешний большой орган, например, вдохновлен фасадом инструмента Мозенгеля, установленного здесь в XVIII веке.

Орган работы Иоганна Мозенгеля в Соборе на острове Кнайпхоф
Орган работы Иоганна Мозенгеля в Соборе на острове Кнайпхоф.

Фигурки движущихся путти можно было заметить и на другом инструменте работы Мозенгеля — в Бургкирхе, что располагалась на Нижнем озере. На её месте сегодня стоит здание ГТРК.

Burgkirche (Бургкирха)
Burgkirche (Бургкирха).

Горное семейство

В сфере духовых город больше ремонтировал и обслуживал, чем творил новое. Тем не менее, известно, что в Кёнигсберге какое-то время жил Теодор Поппе, который вырезал флейты из дерева. Горны и флюгельгорны делал Фридрих Вильгельм Шмидт. А тростниковый рожок Карла Брунненберга и сегодня легко выдает сайт музея Эдинбургского университета.

Как видим, обеспечить не только солистов, но даже небольшой коллектив в Кенигсберге было вполне реально. Что это, как не доказательство его особых отношений с музыкой? Для неё город построил оперный театр, несколько концертных залов. Отдал в распоряжение сразу две консерватории. И, наконец, перевёл на музыкальный лад часть промышленного сектора. А это уже серьёзно.