В Зеленоградске ветеран труда 55 лет стоит в очереди на улучшение жилищных условий, последние 24 года — первой в списке. Почему так произошло и кто виноват, что пожилой человек никак не может добиться соблюдения своих прав — разбирался «Клопс».
В 90-е было лучше
Галина Тимофеевна Гусева всю жизнь живёт в квартире площадью 46 квадратных метров в доме №49 на Московской. Двушка муниципальная, её получили ещё родители Гусевой. В 1969 году вся семья встала в очередь на улучшение жилищных условий.
После смерти родителей Галина Тимофеевна стала единственным нанимателем. Сейчас в квартире живут семь человек: дети, внуки и правнуки пенсионерки.
До 2000 года очередь на жильё в Зеленоградске ещё как-то двигалась. Даже лихие 90-е не стали помехой. Но с 2000 года, когда Галина Гусева оказалась первой в очереди, всё встало намертво. С тех пор пенсионерка и её родные бегают по большому бюрократическому кругу.
«Строительство жилья не ведётся»
Галине Тимофеевна не раз обращалась в администрацию Зеленоградского района. Власти объяснили, почему Галине Гусевой никак не могут выдать квартиру.
«С 2000 года строительство жилья в городе не ведётся из-за отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования», — говорится в ответе главы администрации Сергея Кошевого.
Это довольно странно. Зеленоградск активно застраивается. Каждый, кто приезжает в этот курортный город, может сам видеть, какие жилые массивы появились здесь за последние годы.
В некоторых регионах России существует практика, когда застройщики передают часть жилья в муниципальный жилищный фонд. На уровне страны такое правило не действует, подобный законопроект только разрабатывается.
В Зеленоградске строительные магнаты тоже не обязаны делиться. Как сообщили «Клопс» в администрации муниципалитета в ответ на официальный запрос, практика передачи застройщиками в муниципальную собственность отсутствует.
Всего на 1 января 2024 года в муниципалитете числится 1 382 человека, нуждающихся в улучшении жилищных условий. «Предоставление жилых помещений в порядке очереди не производится в связи с отсутствием свободного к заселению жилья в муниципальной собственности», — говорится в документе за подписью заместителя главы зеленоградской администрации Георгия Попшоя.
Жильё в Зеленоградске всё же выдаётся. Правда, не очередникам, а льготникам и аварийщикам.
«До вступления в силу нового Жилищного кодекса 29.12. 2004 года при администрации имелось 29 очередей. Это ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы, многодетные, одинокие матери, северяне, чернобыльцы, переселенцы, уволенные в запас военнослужащие, молодые специалисты, семьи с близнецами и другие, которых нужно было обеспечивать жильём в первую очередь, а уже затем остальных граждан, кто стоит в общей очереди», — отметили зеленоградские власти.
Георгий Попшой подчеркнул, что с 2017 по 2024 год в городе расселили аварийные дома. Новое жильё получили 117 человек.
Вместо сноса — капремонт
Дом, в котором живёт Галина Гусева и вся её большая семья, тоже был признан аварийным. В 2017 году власти города захотели снести 23 здания в центре, чтобы построить здесь жилищный комплекс.
И тут вмешались калининградские общественники. По их мнению, нельзя варварски относиться к сохранившейся довоенной архитектуре. Проект был отменён.
В результате вердикт о признании домов аварийными был изменён по суду. А старые здания решили капитально отремонтировать.
По словам внучки Галины Гусевой Юлии Шишковой, несмотря на обновление фасада, внутри всё по-прежнему.
«Вместо того, чтобы урегулировать проблему, которая очевидна, власти ограничились капремонтом. Хотя износ дома составляет более 80%. О какой модернизации может идти речь в таком случае? В квартире мокнут стены, из-за этого мы все постоянно болеем. У моего отца и ребёнка практически с рождения астма, у бабушки — болезни суставов», — рассказала Юлия.
В 2022 году квартиру признали непригодной для проживания. Здесь выявлена высокая влажность, грибок, плесень. Заключение выдал «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в г. Зеленоградске». Этот документ министерство регионального контроля направило в администрацию муниципалитета с просьбой проинформировать о принятых мерах, однако вновь последовала отписка.
Как сообщила Юлия Шишкова, муниципальные власти вместо нового жилья предложили семье манёвренный фонд. Причём не в Зеленоградске, а в посёлках. «Состояние этого жилья было неудовлетворительным. Фекалии просто шли верхом через канализацию. Из-за этого мы отказались, ведь где гарантия, что мы не остались бы там навсегда?»
Невзирая на прокуратуру
Ещё в 2021 году прокуратура Зеленоградского района провела проверку ситуации. Надзорное ведомство направило представление муниципальным властям «о принятии конкретных мер по обеспечению жилым помещением Гусевой Г. Т. и членов её семьи учётной площадью не менее 84 кв. метров». За невыполнение этого требования чиновников даже привлекли к дисциплинарной ответственности. Но для семьи Галины Гусевой ничего не изменилось.
Жильцы стали требовать возбудить уголовное дело, на все заявления получая один ответ — нет события преступления. Тогда пенсионерка подала иск на администрацию Зеленоградского района и проиграла суд первой инстанции.
Галина Гусева направила апелляцию в областной суд. По её мнению, районный не учёл все её доводы, часть аргументов не принята во внимание, в частности, представление прокуратуры. Как сказано в апелляционной жалобе, было проигнорировано заключение о непригодности проживания в квартире.
«В Зеленоградске сейчас квартиры выдаются только по решению суда и сиротам. По общей очереди никто не получает ничего», — с сожалением отметила Юлия Шишкова.
В Зеленоградске жильцов одного из трёх аварийных домов у колеса обозрения (ул. Володарского, 16А) переселили поближе к Малиновке.