Музыкальный ландшафт Калининграда-Кёнигсберга продолжает исследовать Кафедральный собор. Больше 20 лет в городе проходит Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, участники которого летят с разных концов света, соревнуются, исполняют классику на одном из самых грандиозных инструментов и становятся семьёй. Мы знаем, как всё начиналось.
Домом для Конкурса органистов город стал 25 лет назад. На пороге нового столетия, в 99-м, прилетев сюда впервые, музыковед и жена известного композитора Вера Таривердиева дала ему жизнь, найдя возможности для организации и финансовую поддержку.
Импульсом к созданию конкурса стала музыка Микаэла Таривердиева — Вере Таривердиевой очень хотелось, чтобы его органные сочинения звучали так же широко, как музыка для кино. Вместе с Бахом, Букстехуде, Брамсом и другими классиками в программу разных туров были включены органная симфония «Чернобыль», концерт «Кассандра», второй и третий концерты, хоральные прелюдии «Подражание старым мастерам». Не только мастерства, но искренности и глубины требовали они от участников. И сопереживания — от судей.
«Запустить новый международный конкурс непросто, — вспоминает Вера Таривердиева. — Идея, с которой я прилетела, конечно, была авантюрной. Но руки мои не были пусты — в них было творческое наследие Микаэла Леоновича».
Все три тура органного соревнования в первые годы проходили в Калининграде. Шесть лет спустя сеть отборочных распространилась по всему миру — дом для конкурса «построили» в Европе, ещё через два года — в Северной Америке, позже — в Китае и Корее. По всему миру полетела и музыка Микаэла Таривердиева, которая звучала в соборах святого Михаила в Гамбурге, святого Патрика в Нью-Йорке, церкви Сент-Эсташ в Париже, соборе святого Баво в Харлеме и всегда на острове Канта. В 2009-м Кафедральный собор, первая встреча Веры с которым случилась в первый же вечер в Калининграде, тоже стал домом для Конкурса.
«Я никогда не чувствовала себя призванной быть руководителем чего-либо. Только мечтателем. И немного предводителем. В неизвестном направлении, — говорит Вера Таривердиева. — Вот так когда-то я стала предводительницей этого путешествия — Конкурса органистов».
В Калининграде путешествие начиналось в филармонии. Здесь же второй тур проходит и сегодня, в то время как открытие, финал и концерт лауреатов перенесены в Собор на острове Канта. Случилось это после установки органа, точнее — двух.
«Появление инструмента никак напрямую не связано с конкурсом, но в 2003 году концерт "Кремераты Балтики" мы посвятили идее строительства органа в Кафедральном соборе, — говорит Вера Таривердиева. — С момента, когда он был установлен, я вошла в Собор. Не одна, а с Конкурсом органистов. Они подошли друг другу».
Сложно сосчитать, сколько разных культур и органных школ «перемешалось» с Калининградом с 1999 до 2024 год, и невозможно оценить, какую роль сыграл и продолжает играть Конкурс Таривердиева в новом музыкальном облике города. Не только участники — музыканты, которые входили в состав жюри, тоже давали концерты. И какие! Каждый из них был вызовом и экспериментом.
На конкурс прилетали самолёты — во время пятого «КД-Авиа» представила боинг «Микаэл Таривердиев», а рядом с ним, прямо на поле, оркестр «Венская академия» под руководством Мартина Хазельбека исполнил Моцарта. Здесь швартовались корабли — круизный лайнер «Европа» причалил к Балтийску в 2005-м, прихватив с собой оркестр «Кремерата Балтика» с Гидоном Кремером во главе, выступивший на открытии четвёртого конкурса в филармонии. По городу сновали музыкальные трамваи — сегодня они сопровождают фестиваль «Орган плюс», но первая идея прокатиться на трамвае по Калининграду пришла в голову Мишелю Шапюи ещё на первом конкурсе. Будучи не только выдающимся органистом, но одним из учредителей музея городского транспорта в Париже, он полагал, что внутреннее устройство трамвая напоминает орган. Кого бы это не заинтриговало?
Достаточно взглянуть на список приглашений от филармоний и концертных залов, которые вручают участникам на закрытии каждого конкурса, чтобы понять: проигравших тут нет. Победителей, куда бы они ни направлялись — в Нидерланды, Латвию, Венгрию, США, Германию, Японию, Россию, — всегда сопровождает органный ангел, главный приз соревнования и его душа.
Появился ангел тоже в пути, благодаря одной из нечаянно-счастливых встреч, которые, как маячки, всегда сопровождали конкурс. Когда Вера Таривердиева отправлялась из Москвы в Екатеринбург на фестиваль документального кино, она познакомилась с соседом по купе — художником Леонидом Тишковым — и рассказала историю конкурса. Тишкову пришла идея написать ангела, который касается клавиш своими крыльями. Эскизы посыпались факсом позже, и один из образов нашёл отражение в камне. Теперь каждые два года компания «Сувениры Балтики» выпускает в полёт нового янтарного ангела. Куда лететь — он выбирает сам.
«В идее конкурса важна не только музыка Таривердиева, которая является частью его программы, — говорит Вера Таривердиева. — Но и открытие новых талантов, новых индивидуальностей. И формирование своего рода музыкального братства, которое существует поверх каких-либо барьеров».
Жан-Пьер Стайверс и Екатерина Мельникова, первая и третья премии Первого конкурса, исполняют симфонию «Чернобыль» в соборе святого Баво (Харлем, Голландия).
Новые лауреаты появятся в городе уже в будущем, 2025 году.
Фото предоставлены Кафедральным собором.