21-летний калининградец пошёл в гости к отцу, который живёт в Литве, и прямо на границе был арестован спецслужбами соседней страны. Об этом «Клопс» сообщила мать молодого человека. Имена героев публикации изменены.
«Максим пропал ещё 10 сентября, — рассказала Мария. — Мы с его отцом развелись, у сына два гражданства — российское и литовское. Живёт в основном на территории России. Он пошёл в соседнюю республику через погранпереход Чернышевское — Кибартай и пропал».
Мать стала звонить на российскую границу, и там ей сказали, что сын прошёл паспортный контроль и проследовал на литовскую сторону. Отец парня выяснил, что сына арестовало литовское ведомство безопасности. Ему инкриминируют провоз взрывчатки.
«Я точно знаю, что он не при чём. Он прошёл нашу границу, его проверили российские таможенники и пограничники. Всё было в порядке, ничего противозаконного не обнаружено. И вообще ни одному человеку не придёт в голову провозить взрывчатые вещества через границу, где всё под контролем. Сына задержали по явно ложному обвинению. Сначала он содержался в тюрьме в Вильнюсе. Теперь есть сведения, что его перевели в Каунас. Я опасаюсь за его судьбу, ведь под давлением и угрозами он может оговорить себя. А за преступление, которое он не совершал, но которое ему вменяют, установлено наказание вплоть до пожизненного заключения», — говорит мать молодого человека.
Мария обратилась в МИД России и российское посольство в Литве с просьбой о помощи. Во внешнеполитическом ведомстве обещали поддержку, однако российских представителей не пускают к Максиму. Мать написала в ряд литовских СМИ с просьбой осветить ситуацию, но ответа пока нет.
«Я прекрасно понимаю, что вопрос не может решиться быстро. Но как минимум нужен доступ к моему сыну представителей МИД России, чтобы он объяснился с ними, получил юридическую помощь».
В представительстве МИД России в Калининграде знают о ситуации. Заместитель главы ведомства Александр Калькута пообещал уведомить Марию, как только поступят сведения от литовской стороны. Официальное письмо есть в распоряжении «Клопс».
Допросы про Крым и Путина
Мария рассказала, что она жила в Литве 30 лет, но в 2022 году ей пришлось уехать.
«Стало просто невозможно. Я не была литовской гражданкой. Чтобы продлить вид на жительство, нужно было отвечать на вопросы типа «чей Крым?» и сообщить, как я отношусь к Путину. Малейшее подозрение в нелояльности означало депортацию. Я решила уехать. Нам пришлось с мужем развестись.
У нас фактически распалась семья. Старший сын выбрал Россию. Средний остался в Литве и перестал общаться со мной.
Бывший супруг не давал разрешения на вывоз нашей дочери — ей было 10 лет. Заявил, что я похищаю ребёнка, хотя я имела все основания. Нас продержали на границе более шести часов, что нарушило наши законные права. На нас натравили сотрудников ювенальной полиции. Нам пришлось выезжать через Кипр».
По словам Марии, абсурд ситуации доходил до того, что двоим русским запрещалось говорить между собой на родном языке: «Зато когда в Литву приехали украинцы, то им никто не запрещал разговаривать по-русски. Работает, к примеру, беженец из Украины кассиром в супермаркете, а как его понять? Литовского он не знает. Литовцы не понимают украинский язык. Вот и приходится объясняться на русском — на языке врага, как они говорят. А нам нельзя».
Литовская таможня изъяла почтовые посылки с маскировочными сетками в поезде Калининград — Москва, решив передать их Украине.