Жительница одного из курортных городов Калининградской области заявила, что над её сыном-инвалидом надругались в школьном туалете. Дикая история произошла в декабре 2023 года, о случившемся женщине рассказал ребёнок. Мама мальчика Анна пообщалась с «Клопс».
Вернулся из школы сам не свой
Девятилетний Никита (имя изменено) — инвалид. У мальчика проявляются черты аутизма. Есть дефекты речи, мальчик чрезмерно доверчивый, не до конца анализирует и понимает происходящее вокруг, не может постоять за себя. Ребёнок ходит в начальную общеобразовательную школу города и занимается индивидуально с учителем.
6 декабря 2023 года Никита после занятий пошёл на кружок рукоделия, который днём ведёт другой педагог. В это время в школе немноголюдно.
Анна вспоминает, что когда сын вернулся домой, заметила странности в его поведении, но мальчик ничего не рассказывал. «Я помню, он пришёл сам не свой, — говорит мама.
Был подавленный, жаловался, что болит голова, и очень рано лёг спать — не было и восьми вечера».
Били и обзывали дебилом
Утром, собирая сына в школу, женщина заметила что его форма очень грязная, вся в каких-то белых пятнах.
«Я спокойно спросила, мол, сынок, ты где валялся? Никита ничего не говорил, но было заметно, что волнуется и в школу не хочет. Мы оделись, пошли, а уже вечером Никита признался, что у него всё болит!
Смотрю, он ходит как-то странно, зажимает ноги, ягодицы.
Пригляделась — на ногах синяки. В районе ануса ссадины и потёртости... Я начала расспрашивать, а он рассказал страшные вещи! Во время кружка он пошёл в школьный туалет, за ним зашли два старших мальчика и один помладше. Когда Никита хотел выйти, последний поцеловал его в лоб со словами: «Куда собрался?» По словам сына, ему дали какую-то конфетку: он назвал её пилюлей. Потом его поставили на колени, окунали головой в унитаз, совали в лицо туалетный ёршик, стянули штаны!
Сын сказал, что ему было больно, палец засовывали в попу, я думаю, его могли изнасиловать...
Уже потом дома он стал показывать движения, которые делали те мальчики — характерное качание бёдрами, как при половом акте!» — с ужасом рассказывает женщина.
По словам Никиты, во время издевательств его обзывали дебилом, повалили на пол и били по телу и голове. Потом вынесли на улицу. Он лежал какое-то время, говорит, что заснул. Женщина уверена, что сын не выдумывает, так как он показывал движения, о которых раньше не знал, и впервые произносил некоторые слова и фразы. На теле остались следы побоев.
Осмотрели поверхностно
Вечеро 7 декабря Анна вызвала скорую, их с сыном привезли в ДОБ. Там мальчик повторил свой рассказ. Врач в приёмном покое провёл визуальный осмотр, выписал свечи и посоветовал обратиться к педиатру по месту жительства.
«На другой день в поликлинике мы снова рассказали о случившемся. Нас сразу направили на госпитализацию. Из поликлиники сотрудники ПДН повезли нас в школу, опросили.
С сыном мы зашли в туалет, и он показал мне, где и что случилось. Потом нас положили в больницу», — рассказывает Анна.
Женщина вспоминает, что вечером 8 декабря сын не мог уснуть в больнице, говорил, что «колет всё тело». Он пять дней не ходил в туалет, хотя раньше такого не бывало. Никите диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и множественные ушибы. Мать говорит, что экспертизу назначили, но осмотры были поверхностные.
«На предмет изнасилования никто не проверял. В детской больнице с сыном общался психолог, потом он произнёс фразу: "произошло ужасное"», — вспоминает мать.
Анна говорит, что в конце декабря сын болел, они часто ходили по врачам. 14 декабря она повторно написала заявление.
«На экспертизу брали школьную форму, на анализ сдавали кровь и слюни. Чужих биологических следов на одежде не нашли. Сотрудники школы выдвигали предположение, что мальчик упал с горки», — рассказывает женщина. Она добавляет, что до самого лета у мальчика на лице держался нервный тик, долго болела челюсть.
Указал на мальчиков
Никита постепенно вспоминал новые детали случившего. Через некоторое время он показал маме троих обидчиков.
«Мы в разное время увидели их на улице, он показал. Я подходила к одному из них, пыталась что-то выяснить. Он сказал, что ему 20 лет, конечно, он не признался в случившемся. Второму мальчику на вид около 17 лет, но вообще их было больше»...
Женщина утверждает, что весной эти парни били Никиту на улице несколько раз и требовали, чтобы он никому ничего не рассказывал. Ребёнок приходил домой запуганный, с травмами. Потом подробно рассказывал маме, где и кто его избивал.
«Мы дважды ездили в травмпункт. Рана была на ноге, футболка порезана, сын сказал, это ножом», — добавляет мать мальчика.
Бастрыкин взял на контроль
Анна говорит, что писала и в полицию, и в Следственный комитет, и в прокуратуру. Показывает документы.
«Сначала возбудили уголовное дело по ст. 115 УК РФ («Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью»).
Сказали, что через мирового судью можно взыскать компенсацию с родителей обидчиков, и обещали провести с ними беседу.
Я обращалась в прокуратуру, недавно поехала в Москву, дала интервью известному журналисту: у него свой блог. После публикации этого видео 11 сентября 2024 года Александр Бастрыкин распорядился, чтобы в региональном СК возбудили уголовное дело», — рассказывает Анна.
16 сентября она ездила с ребёнком на допрос. Адвоката назначил следователь, вместе они настояли, чтоб женщина вышла из кабинета.
«Никиту допрашивали без моего присутствия, — говорит Анна. — Вместо меня сыну назначили другого представителя — сотрудника органов опеки при местной администрации. Сказали, что при дальнейших следственных действиях моего участия не требуется. Вместо клинического психолога был школьный психолог. Грозят забрать у меня сына на время следствия, если я буду возражать против допросов без моего присутствия. До распоряжения Бастрыкина этот же следователь не стал возбуждать дело об изнасиловании», — добавляет мать.
Что говорит адвокат
Калининградский адвокат Виктор Сидоров консультировал Анну и имеет представление о ситуации. Он пояснил, как должны действовать медики и правоохранительные органы, если в больницу поступает ребёнок с характерными признаками изнасилования.
«Медики сразу должны оповещать полицейских.
Сотрудники полиции и СК должны сразу выехать в медучреждение, взять смывы на микрочастицы и биологические следы.
Это нужно, чтобы в последующем назначать генетические экспертизы и определять, есть ли на теле жертвы биоматериал насильника. Сразу должен быть сделан соответствующий осмотр и дано заключение. Если что-то из этого не сделано, то это может быть расценено как преступная халатность и фактически может быть формой сокрытия тяжкого преступления», — пояснил адвокат.
Виктор также считает, что мать должны допустить на следственные действия как законного представителя. Замена её в этом качестве на сотрудника органов опеки возможна, но только если мать оказывает негативное воздействие на своего ребёнка.
«Я полагаю, это не тот случай. Сын живёт с матерью, следствие не выносило обоснованных постановлений об её отстранении. Думаю, следователь поступил не в интересах ребёнка», — добавляет адвокат Сидоров.
Что говорят в Следственном комитете
В региональном СКР пояснили, что во исполнение поручения председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина ведомство возбудило уголовное дело по п. б ч. 4 ст. 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера, совершённые в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста»).
«В рамках расследования выполняется полномасштабный комплекс следственных действий, направленных на детальное установление обстоятельств произошедшего. Следственные действия производятся в строгом соответствии с нормами действующего уголовно-процессуального законодательства», — добавили в СК.
В сентябре 2024 года мама мальчика обратилась к Бастрыкину, потому что не согласилась с ходом установления обстоятельств происшествия. Женщина отметила, что виновных до сих пор не привлекли к ответственности.