Разбираемся вместе с Кафедральным собором.
Здесь можно найти что угодно: 700-летние здания, 50-метровые деревья, море, дюны и северное сияние. Нет только одного — ни одного — заведения с гордой надписью «консерватория». Было ли так всегда? Сейчас узнаем.
Кёнигсберг
В Кёнигсберге музыка начиналась внутри кирх, соборов и монастырей. При них же учили церковному пению. Когда музыканты стали выступать на городских праздниках, возникли и профессиональные гильдии, куда принимали исключительно по результатам экзаменов.
В университет музыку пригласили в веке шестнадцатом — когда на острове открылась Альбертина с семинарией для учителей и органистов. Появились специализированные школы: лютневая — Грефа Балинта Бакфарка, приехавшего из Венгрии с модным в то время инструментом; органная — Яна Питерсзона Свелинка из Нидерландов; школа хоровых композиций Теодора Риччи и, гораздо позже, фортепианная школа Луи Келлера, немецкого музыковеда, что похоронен у стен собора на острове Кнайпхоф.
До консерваторий дело дошло только в XIX веке. Их запустили сразу две, с перерывом в пять лет, по обе стороны от Замкового (Нижнего) пруда, где успешно концентрировалась культурная жизнь. В 1881 году на Theaterstrasse, 6 (район гостиницы «Калининград») при поддержке основателя фабрики фортепиано Карла Юлиуса Гебауэра появилась Кёнигсбергская консерватория. 25 лет спустя в ней училось более 500 студентов, а просуществовала она вплоть до Второй мировой войны.
Немецкий композитор Отто Фибах открыл вторую консерваторию в 1886 году. Она расположилась на Vorderroßgarten, 46 (улица Клиническая, район Штадтхалле), получив имя Восточнопрусской. Судя по архивным фотографиям, с 1899 года по тому же адресу располагалась мануфактура Йоханна Августа Пфейфера. Удивительно, но он, как и Гебауэр, производил рояли.
Калининград
В Калининграде консерваторий не было никогда. С учебными заведениями среднего профессионального образования дела тоже обстояли скромно. До 2019 года единственным в городе был Колледж имени Сергея Рахманинова, открытый в 1956 году в здании Высшей реальной школы Кёнигсберга имени Фридриха Бесселя.
По сей день в колледже можно научиться игре на фортепиано, струнных, духовых, ударных инструментах; хореографии, вокальному мастерству, дирижированию или организации культурных событий; получить специальность звукооператора. Курс, как и прежде, длится четыре года, но условия в 2014-м сменились на гораздо менее атмосферные: в связи с медленным разрушением исторического здания колледжу пришлось переехать в корпус по соседству, который изначально планировали использовать только как концертный зал. Чтобы уместиться в новом доме — здесь учатся несколько сотен студентов — под репетитории стали использовать те кабинеты, которые планировалось сделать артистическими.
Совсем иначе всё устроилось в Центральной музыкальной школе — балтийском филиале заведения, возникшего в 30-х годах XX века при Московской консерватории и предполагающего полный цикл начального общего и среднего профессионального образования. На карте города филиал появился в 2019-м, и сегодня там есть где разгуляться — и в масштабе, и в возможностях.
Для воспитанников школы, которая год назад получила название и статус академии, на острове Октябрьский построили целый город: несколько корпусов, где изучают общие и специальные дисциплины, интернат, жильё для преподавателей. Внутри — классы, оборудованные лучшими и даже необыкновенными инструментами (вроде дисклавира, который ещё называют «роялем на удалёнке»: он позволяет московским преподавателям в точности слышать, как играет студент где-то в Калининграде, и даже видеть на своем инструменте, как нажимаются клавиши); библиотека, бассейн, спортзал, три концертных зала.
Сегодня здесь учатся всего 86 человек, к которым четыре раза в год с мастер-классами приезжают преподаватели московской ЦМШ. Эти уроки бесплатные, присоединиться к ним по записи может любой желающий, а вот требования для учеников школы, даже самых маленьких, остаются предельно высокими. С прошлого года здесь можно не только получить начальное общее и среднее профессиональное образование, но и — впервые в истории города — «ухватить» высшее по высоким стандартам. Несмотря на то, что количество бюджетных мест совсем небольшое, они есть, а иногда и увеличиваются в порядке чуда.
«Поскольку программа экспериментальная, в этом году было выделено только два бюджетных места, — говорит директор Балтийского филиала ЦМШ Лариса Волкова, — но рейтинг соответствующий получили трое абитуриентов. Из них двоих мы приняли на бюджет, а третьему, учитывая, что это редкий инструмент, фагот, — нашли спонсорскую поддержку».
Интересно, если образовательный эксперимент продолжится, может, однажды мы и найдём в городе то, что искали? Узнаем как минимум через 4 года.
Фото: Bildarchiv Ostpreußen и предоставлены Кафедральным собором.