09:00
erid: 2SDnjesH82E

Неслышные звуки и хореография машин: как фестиваль Sound Around экспериментировал с искусством в Калининграде

  1. Калининград
Перед показом мультимедиа-перформансов Маттео Марангони и Дитера Вандорена (Нидерланды), 2016 г.
Перед показом мультимедиа-перформансов Маттео Марангони и Дитера Вандорена (Нидерланды), 2016 г.

Рассматриваем карту Калининграда—Кёнигсберга вместе с Кафедральным собором

Музыка или шум?

Всё началось с футуристов и дадаистов. Сто лет назад, совершенно внезапно, звуки индустриального города стали для них музыкой более ценной, чем вся академическая традиция. 

Искусство шумов появилось на бумаге — как манифест художника Луиджи Руссоло. И в материи — свистом и шорохом звучали созданные им невиданные инструменты, которыми он предлагал дополнить, а то и вовсе заменить симфонический оркестр. Классиков — Прокофьева, Стравинского, Онеггера, Равеля — интонарумори заинтересовали, но до использования их дело, конечно, не дошло.

Двадцать лет спустя американский авангардист Джон Кейдж пошёл дальше, предложив считать музыкой все окружающие нас звуки. В пятидесятых появилось его знаменитое произведение «4′33″», написанное для вольного состава инструментов. Исполнитель в нём не издает ни звука в течение 4 минут 33 секунд, но мы почему-то слышим, как много их живёт в тишине.

Когда аудиопространство так широко распахнулось, и сформировался саунд-арт, который по-прежнему то приближается к музыке, то отдаляется от неё. Художники придумывают всё новые эксперименты — стирают границы между сценой и слушателем, «вынимают» его из концертного зала, возвращают в природу, помещают в эпицентр автомобильного трафика, создают звуковые инсталляции, звуковые ландшафты и скульптуры. Когда всё это появилось в Калининграде? Когда и этот город признал: sound’s  around (звук вокруг).

Sound Around

В 2012 году Балтийский филиал Государственного центра современного искусства (сегодня — Пушкинского музея) впервые провёл фестиваль экспериментальной музыки и саунд-арта, придуманный куратором, диджеем и исследователем Данилом Акимовым. Состоялся он в клубе Reporter (сегодняшний книжный «Катарсис») всего для ста человек, а предшествовали ему масштабные исследования акустики зданий, сессии по созданию новых инструментов и форум, соединивший всех заметных художников прибалтийских и Северных стран.

«Мы появились примерно в одно время с „Калининград Сити Джазом“ и фестивалем „Короче“, — говорит Данил. — Тогда на карте города было белое пятно: экспериментальной, современной академической музыки практически не существовало. Отдельные концерты, организованные культурными фондами, можно было послушать на джазовом фестивале в филармонии. В соборе что-то происходило эпизодически».

Перформанс Sturle Dagsland (Норвегия), 2012 г.
Перформанс Sturle Dagsland (Норвегия), 2012 г.

Первая инсталляция случилась на форуме в 2011 году. В мансарде казармы Кронпринц, на 250 квадратных метрах, норвежский художник Асбьорн Блоккум Фло разместил 61 звуковое устройство, доверив им воспроизведение четырёхчасовой оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов»... скомпрессированной в одну секунду. Маршруты в «стрекочущем» и «пульсирующем» пространстве могли быть разными, такими получались и звуковые картины. Автор ставил вопрос, может ли произведение саунд-арта оказать не меньшее воздействие, чем музыкальная драма великого реформатора.

Аудиоинсталляция Рагнарок, Асбьорн Блоккум Фло (Норвегия), 2012 г.
Аудиоинсталляция Рагнарок, Асбьорн Блоккум Фло (Норвегия), 2012 г.

Другой необычный перформанс Флориан Тюрке из Германии устроил в 2019 году прямо на краю Московского проспекта. У дороги он расставил приборы, считывающие и преобразующие звуки автомобильного трафика. Посадил случайных участников на пуфы у Чеховки, раздал наушники и… оставил наслаждаться. Звуки после электронных манипуляций становились приятными.

«Все нивелировалось в благозвучный поток с хореографией машин», — вспоминает Данил Акимов.

На том же фестивале Якоб Кьеркегор из Дании выступил с перформансом в Кафедральном соборе, представив слушателям акустику собственного уха.

Инсталляция Urban audio, Флориан Тюрке (Германия), 2019 г.
Инсталляция Urban audio, Флориан Тюрке (Германия), 2019 г.

«Это ретрансляция эксперимента, — говорит Данил. — В разных местах он презентует её по-разному. Были проекты в музеях, где это выглядит конструктивно — много динамиков, в форме раковины в атриуме или ротонде. Иногда запись раскладывается для хора, тогда несколько человек поют в этой тональности. В соборе Якоб просто воспроизводил её с ноутбука, но воздействие было очень сильным. Художник предупредил, что звук — изначально очень тихий, ненасыщенный — может совпасть с внутренней частотой или, напротив, доставить сильный дискомфорт. Я наблюдал: кто-то растворился в медитации, а кто-то встал и просто вышел из зала».

В саунд-арте разделения на звуки приятные и отвращающие будто не существует. Детальному рассматриванию подлежит всё, что звучит. Даже если дело касается той части диапазона, что воспринимают только птицы и животные, или электромагнитных волн от гаджетов, которыми неслышно окружён современный человек. Художники фиксируют и их, вытаскивая звук из небытия и отдавая слушателю.

Music map

Что же происходит с музыкой? По признанию куратора, в последние 3-4 года её присутствие в трехдневных сессиях Sound Around увеличилось. Интерес к современной академической музыке продолжает расти. С ней на фестивале часто выступает МАСМ — Московский ансамбль современной музыки. Даже в пандемию музыканты давали живой концерт в одной из студий на Правой набережной.

Концерт МАСМ, 2020 г.
Концерт МАСМ, 2020 г.

Зрители, наблюдавшие его онлайн, наслаждались и звуком, и освобождающей панорамой неба и воды, открывающейся из окон. У концерта тоже был концепт — он стал своеобразным ответом английскому музыканту Брайану Ино, в 70-х записавшему альбом расслабленного эмбиента для разрядки тревожной атмосферы в аэропорту. В Калининграде аэропорт расслабился настолько, что стал портом. Так работает свобода, которую до сих пор позволяет себе Sound Around.

Фото: Александр Любин, Лев Лучин, Трофим Попов.