В Калининградской области закрылись многие кафе и рестораны, специализировавшиеся на восточной кухне. «Клопс» разбирался, что произошло.
Мигранты вне закона
«Захотел поесть плова и самсы в своём любимом кафе, а оно не работает! Пошёл в другое заведение — тоже замок. Ещё недавно было всё в порядке, а сейчас двери закрыты на лопату. Что происходит?» — написал один из читателей.
Причина проста: иностранцам запретили работать на основании трудового патента. Мигранты были вынуждены уехать из области, а кафе и рестораны остались без поваров.
«Не у всех мигрантов есть гражданство, вид на жительство или разрешение на временное пребывание. Их достаточно сложно получить, поэтому многие работают по трудовому патенту, — рассказал владелец одного из заведений Садриддин. — И теперь это запрещено, причём Калининградская область — единственная в России, где приняты такие меры».
Запрет был введён указом губернатора региона от 13 мая 2024 года. Документ был опубликован на следующий день, 14 мая. Ограничения вступили в силу через три месяца, 15 августа. С этого момента все мигранты, работающие по трудовым патентам в калининградских кафе, ресторанах и прочих заведениях, оказались вне закона.
Коллективная ответственность
За нарушение запрета предусмотрены значительные штрафы. По словам Садриддина, правоохранители периодически шерстят различные точки в поисках нарушителей. Если выявят нелегалов, фирме или предпринимателю грозят штрафы в сотни тысяч рублей.
Я не зарабатываю столько, чтобы платить такие деньги, поэтому закрыл своё заведение, как сделали многие другие.
Не понимаю, чем мы помешали? У меня кафе с репутацией. В интернете только самые положительные отзывы от посетителей. Мы работали легально, платили все налоги. Думаю, это всё связано с кампанией против мигрантов. Но если кто-то из приезжих допустил правонарушение, зачем равнять всех под одну гребёнку? Это несправедливо».
Как отметил собеседник «Клопс», многие узбеки, таджики, работавшие в Калининградской области, уже уехали на родину.
«Возвращаться в Россию не собираются. Сейчас возможности для заработка сократились, в лучшем случае, можно заработать одну тысячу долларов или чуть больше. В Европе работникам платят от трёх с половиной тысяч евро, поэтому многие поехали туда. А я не хочу. Я в России, несмотря ни на что, не чувствую себя чужим. Я воспитан в русской культуре, знаю язык, историю».
На вопрос, почему рестораторы не могут нанять уже легализовавшихся работников, Садриддин ответил, что таких очень мало: «Кто есть, тех уже разобрали».
Никого на замену
Указ губернатора касается не только общественного питания, но и торговли — розничной и оптовой. Ретейлеры также столкнулись с оттоком работников.
По данным заместителя гендиректора торговой сети «Спар — Калининград» Алексея Елаева, на 2025 год планируется ещё больше расширить перечень работ и профессий, куда мигрантам путь заказан.
«Дело не в том, что на место иностранных работников приходят россияне, а в том, что не приходит никто, — подчеркнул Елаев.
Иностранцы восполняли низкий прирост рабочей силы в области.
Единственная надежда, что иностранных работников из Узбекистана заменят работники из Киргизии — им патент не нужен. Но Калининград за счёт низких зарплат и сложности с транспортной доступностью вообще мало популярен у иностранных рабочих. Им проще приехать в Центральную Россию или на Урал. Там и зарплаты выше, и лететь так долго не надо».
Тем временем МИД Киргизии рекомендовал своим гражданам отказаться от поездок в Россию. Майский указ губернатора расширил ограничения для мигрантов. Власти Калининградской области хотят продлить на 2025 год запрет на работу приезжих в ряде отраслей.