Униформа — это не только штаны и куртки, гимнастёрки, галифе и комбинезоны. Это свидетель эпохи и материальное воплощение прошлого. «Клопс» побеседовал с Юрием Тюниным, молодым энтузиастом из Калининграда, собравшим впечатляющую коллекцию военной и профессиональной одежды советской эпохи.
Своё увлечение Юрий перенял у родителей, увлекавшихся реконструкцией. Вместе с ними он уже в раннем детстве начал примерять вдохновлённые стариной костюмы. «Вот бы не соврать, — улыбается Юрий, — первую форму я надел в возрасте от пяти до семи лет».
Началом коллекции, по признанию молодого человека, он также обязан бережному отношению родителей к истории. В первую очередь — семейной. Дома у Юрия сохранилась оригинальная форма НКВД образца 1930-х годов, гимнастёрка времён Великой Отечественной войны, а также наградные значки. Один из них даже можно увидеть на снимке 1939 года, где запечатлён прадед Юрия среди сослуживцев.
«Интересно, что на фотографии изображён предмет, который сейчас у меня в руках, — увлечённо говорит Юрий. — Это не просто фотография, где какой-то далёкий родственник. Это — физическая история».
Импульсом к появлению необычного хобби молодой человек считает радость, испытанную им на лекции, которую он как-то прочитал одноклассникам. Друзьям очень понравилось. Тогда Юрий и решил не просто сохранять историю, но и популяризировать её с помощью своих экспонатов.
Сегодня в коллекции молодого человека 15 полных комплектов, среди которых есть форма НКВД, пожарной службы и разных родов войск времён СССР. Кроме того, Юрий продолжает приобретать новые экспонаты, наводя справки на профессиональных форумах и онлайн-барахолках.
Целью своего проекта парень называет «оживление» истории в глазах молодёжи. «Мы много слышали про Великую Отечественную, про ветеранов, но [нынешние] студенты и дети их почти не видели. Я вот застал своего прадедушку и помню его как настоящего физического человека, — акцентирует Юрий, взглянув на снимок. — Они [предки] тоже были историей, её участниками».
Через старинные предметы молодой человек пытается укрепить память, сохранить материальные зацепки, которые делают прошлое реальным, осязаемым, а не абстрактным.
Собственно, в этом Юрий видит главную ценность своей коллекции. «Дорого тут не столько в материальном, сколько в самой истории. Это семейная реликвия, и такое, как мне кажется, нужно хранить в каждой семье», — делится энтузиаст.
Видит Юрий в своих экспонатах и глобальные исторические процессы. «По форме можно сразу проследить разность эпох. Из каждого десятилетия свой материал, — рассказывает молодой человек, перебирая коллекцию. — Вот форма «хэбэшная», а здесь уже с применением синтетических нитей — по цвету видно. И по качеству она не особо приятная».
Кроме ткани Юрий обращает внимание и на другие детали. Например, пуговицы на двух родственных экспонатах выглядят совершенно по-разному. «Вот форма образца 43-го года, но произведённая в Германии в 56-м году по репарации. Пуговицы блестят, и это говорит о качестве, — объясняет парень. — По сравнению с той, прадедушкиной, которую я демонстрировал, эта сохранилась в идеале».
Собственно, изначальное качество формы также влияет на её сохранность. Порой некоторые более ранние экземпляры уступают более старым, поскольку у последних в составе шерсть. Правда, и это не спасает от истлевания.
«Здесь нужен особый уход: нельзя стирать, поэтому мы их и не стираем — стараемся не пачкать, — улыбается Юрий. — Также обрабатываем специальным средством от моли.[Из опасностей] остаётся только время».
И хотя Юрий обладает большой коллекцией и даёт открытые уроки, он продолжает развиваться в любимом деле. Посещает форумы и слёты, участвует в исторических клубах и ищет поддержку для того, чтобы больше людей могли познакомиться с прошлым на примере его экспонатов.
Волонтёр своими руками возвёл памятник экипажу Ил-2, разбившемуся во время Второй мировой войны недалеко от Мамоново.