Три летних дня звучала «Территория мира» у стен Кафедрального собора. В этом году она подарила слушателям не только музыку, но и смыслы. За второе отвечал самый точный, известный и обаятельный музыковед в стране, редактор журнала «Музыкальная академия», пианист OQJAV Ярослав Тимофеев, который все три дня фестиваля бережно сокращал дистанцию между искусством и теми, для кого оно когда-то создавалось.
Порталом на «Территорию мира» стала сценическая кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». Фестиваль и прежде не боялся работать с крупными симфоническими формами, но в этом году превзошёл сам себя, показав сочинение, что за последние 70 лет звучало в городе лишь однажды. Раскинувшись над островом, кантата сразу обозначила масштаб происходящего — внутри и снаружи. Волны музыки могли сбить с ног, но чаще поднимали прямо к небу — как номер In Trutina, нежный гимн лучшему, что может случиться с человеком. На острове сочинению дали жизнь Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Алексея Верещагина, Государственная академическая хоровая капелла имени А. А. Юрлова и солисты оперных театров.
Во второй день красоты было не меньше: концерты для солирующих инструментов с оркестром представили европейские музыканты Шарль Ределле (валторна), Аугусто Велио Палумбо (фагот) и американец Энджел Вонг (фортепиано); арии из «оперных блокбастеров» исполнили итальянцы Мартина Гресия (сопрано) и Франческо Солинас (баритон). Пересечения разных культур на сцене сопровождались историческими пересечениями в музыке. Рахманинов здесь вдохновлялся Паганини, Сен-Санс слушал Стравинского, Верди за сумасшедшие деньги ездил в Россию, чтобы поставить оперу. Могли ли мы насладиться музыкой, не рассматривая её узоры, ничего не зная о ней? Вероятно. Но мы, как всегда, хотели большего.
«Классическую музыку не крутят по центральным каналам с утра до вечера, — говорит Ярослав Тимофеев. — Современный слушатель далёк от неё и в силу исторической дистанции. Проводник нужен, чтобы убирать эту дистанцию. Она лишняя. Попасть в мир классики можно, если понимаешь, что там происходит, как мыслил композитор и что примерно хотел нам сказать».
Последний предел магия звука преодолела на третий день фестиваля, когда на сцену вышла оперная дива Хибла Герзмава в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Антона Гришанина. Сила и нежность её голоса смогла помирить миры, казалось бы, совершенно противоположные: оперу и кино. Вместе с полотнами Верди и Масканьи на площади медленно вырастал Город влюблённых людей Гамалии, а фестиваль завершал тот самый «добрый, ласковый» Ветер перемен Максима Дунаевского.
«Концерт очень тёплый, — говорит Хибла Герзмава, — изысканная программа, изумительный оркестр МГАСО, потрясающий дирижёр Антон Гришанин. А когда ведёт Ярослав Тимофеев — это всегда праздник».
Вернёмся через год — с вечными смыслами на «Территории мира и музыки».