Представление о профессиях негласно делит их на «мужские» и «женские». Но не все идут стандартными путями, как, например, три наших героини из Калининграда. Анна управляла транспортным судном. Татьяна водит автобус в аэропорту Храброво. Марина десять лет руководит строительством. «Клопс» узнал, как они пришли в свою сферу, с какими предубеждениями сталкиваются и почему считают, что главное в любом деле — это профессионализм, а не пол.
Приходилось доказывать, что я не хуже
Однажды Марина Портей пришла на собеседование в компанию, которая параллельно искала прораба и секретаря со знанием иностранных языков. Первый же вопрос поставил женщину в тупик. «Спрашивают, а вы немецкий-то знаете? — смеётся она. — Ну, когда выяснили, кто я, долго совещались. В итоге взяли. А позже я всем этим руководителям построила личные дома».
Да, Марина, к удивлению кадровика, была кандидатом именно на вакансию прораба. И этот случай — пускай курьёзный, но всё-таки один из самых благополучных в её профессиональной истории.
«Я получила 20 отказов. Я уже готова была пойти на стройку штукатуром, маляром, кем угодно! — вспоминает Марина начало своего трудового пути. — Отучиться в университете шесть лет, чтобы не найти работу по специальности? Это очень тяжело».
С юношеской мечтой пришлось подождать: на строительство взяли только помощником мастера. С тех пор утекло немало воды, на сегодня в должности прораба Марина успела провести больше десяти лет. Но добиться этого было непросто.
«Постоянно приходилось доказывать, что я не хуже мужчины, — вспоминает она. — Руководитель компании говорил: мне нравится, как ты работаешь, всё классно, но я тебя не могу повысить.
Меня не поймут, потому что ты женщина».
Иногда руки опускались — однажды под влиянием момента Марина даже решилась совсем бросить любимое дело. Получила второе высшее образование в сфере менеджмента. Но офис оказался плохой заменой стройплощадке.
«Видимо, это призвание, которое не хочет меня отпускать, — говорит женщина. — Куда бы я ни попадала, потом всё равно возвращалась на стройку».
Впрочем, даже признание руководства и полученная наконец должность не решили проблем с «неправильным» полом. Как-то Марина потребовала от подчинённого объяснительную за прогул. В ответ получила бросок 10-метровой рулетки со второго этажа в голову.
Слава богу, не попал. Потом ходила в каске».
Другой такой коллега «шутливо» грозил прорабу бензопилой. «Говорит мне: «Марина Николаевна, я хотел посмотреть на ваши внутренности». Фу! — с ужасом вспоминает та и добавляет: — Они все со своими характерами, со своими закидонами. Всё время надо было держать ухо востро, чтобы тебя с крыши не скинули, где-то не толкнули и так далее».
Случалось слышать угрозы и от заказчиков. «Говорит: если плохо построишь мой магазин, я тебя на цепь в подвал посажу», — невесело смеётся Марина. Результат бизнесмен никак не прокомментировал.
Бывали и обратные случаи. Женщина с теплотой вспоминает о строительстве дома для бывшего мэра Юрия Савенко, он работой остался доволен. «Это огромная ответственность. Помню ощущение, что прям тряслись коленки, как будто я стою на большой-большой высоте и при этом смотрю вниз, хотя высоты совсем не боюсь, — вспоминает Марина. — Переживала сильно». Несмотря на все трудности, Марина любит свою работу.
Ни одна профессия, наверное, не даёт такой радости!»
«Ты приходишь на пустое место в поле, где ничего нет. И там появляется завод, или магазин, или частные дома, — улыбается женщина. — Потом видишь эмоции заказчиков. Каждая сдача объекта — это что-то неописуемое».
Сегодня калининградка работает инженером в крупной строительной компании, давно стала членом Российского союза строителей. «Сейчас я никому ничего не доказываю. Уже нет необходимости», — с гордостью говорит Марина.
Первым делом — автобусы
Татьяне 57 лет, она водитель автобуса в аэропорту Храброво и инструктор по вождению. О своей специальности грезила со второго класса. Правда, выбор перед школьницей стоял нелёгкий.
«Однажды учительница спрашивала ребят, кем они хотят быть. Девочки видели себя учителями, врачами. И когда очередь дошла до меня, я сказала, что я хочу врачом и шофёром, — вспоминает женщина.
Потому что если у меня заболеет мама, я могла бы быстро к ней приехать и вылечить».
А в 14 лет у Татьяны появилась уже конкретная мечта — водить общественный транспорт. «Но женщин в то время на автобусах у нас не было. Не брали», — вспоминает она.
Впрочем, благодаря знакомым парням, девушка уже к 16 годам освоила все доступные виды транспорта, включая грузовой. В 80-е годы Татьяна активно занималась мотоспортом, приходилось даже ездить по аэродрому на уазике. Но права она получила только в начале 90-х, а первую машину купила только спустя ещё три года.
А к середине нулевых Таня настолько свободно почувствовала себя за рулём, что смогла стать инструктором в автошколе. И вот тут ей пришлось на своём опыте узнать, как некоторые участники движения относятся к женщине-эксперту в такой «нехарактерной» для слабого пола сфере.
Да кто тебе вообще дал право учить?!» — едва ли не самое мягкое, что ей приходилось слышать.
Но женщину такие комментарии особо не ранят: «Есть такие, ну, не знаю… Я считаю, что это ущербные, неуверенные в себе мужчины».
А в мае этого года исполнилась наконец детская мечта: Татьяна стала водителем автобуса в аэропорту. Первой женщиной в коллективе. Это поначалу вызвало лёгкое замешательство: не то чтоб кто-то возражал, но вот отдельной раздевалки с маркировкой «Ж» просто не было.
А как же вы будете переодеваться с мужчинами?» – спросил начальник отдела техобеспечения.
К счастью, в итоге свободное помещение удалось найти. Да и новые коллеги оказались свободны от предубеждений: «Никто и слова не сказал», — с теплом говорит Татьяна.
От матроса до капитана
59-летняя Анна работала на рыболовецких и транспортных судах, была матросом, вторым помощником, старпомом и наконец капитаном. Её юность пришлась на перестройку. Всё вокруг требовало перемен, душа жаждала приключений и путешествий. «Значит, надо это устроить», — подумала Аня и поступила в мореходное училище на судоводительский факультет.
Родители выбор не одобрили, сказывались предрассудки. Считалось, что на корабле можно встретить только девушку «свободных нравов». «Я думаю, родители от меня вообще чуть не отказались, когда я в море пошла», — вспоминает женщина.
Да и учиться было нелегко. «Читала книжки про любовь, про всё такое. А тут такие книжки — совсем другие. Я вообще ничего не понимала. Еле-еле тянула, еле-еле сдавала, — вспоминает женщина. — Ну как-то закончила!»
Практику Анна проходила рядовым матросом, после учёбы шесть лет провела на рыболовецких судах. Параллельно продолжала повышать квалификацию. Постепенно дослужилась до старшего помощника и позже нашла место на транспортном судне.
Отношения с командой удавалось выстроить не всегда. Однажды дошло даже до драки с матросом, не желавшим признавать в качестве начальства «бабу». В пылу ссоры она подняла на обидчика руку. «Ну и он мне навалял», — со вздохом вспоминает Анна.
Лучше бы сразу рассказала капитану».
Впрочем, капитан тоже не всегда горел желанием видеть в помощниках даму. Случалось, что она давала боцману одно поручение, а командир тут же его перехватывал и назначал другое. Женщина старалась игнорировать подобные моменты: «Я просто работала, просто делала своё дело, и всё».
При увольнении ей досталась вишенка на торте: негативная характеристика. Но, к счастью, на новом месте работы капитан оказался свободен от предубеждений и с ним легко нашёлся общий язык. Да и в целом бывший старпом считает, что ей с командой почти всегда везло.
А однажды матрос без видимого повода подошёл и извинился за то, что сначала не ждал от неё профессионализма. «Я даже не знала, что он ко мне так относился», — смеётся Анна.
Когда женщина стала вторым помощником капитана, родители смягчились. Мама даже стала отмечать места рейсов дочери на карте.
Мама начала немножко гордиться мною!»
Анне нравится работать в море: «Это интересная работа, как бы не тупая, не однообразная». Постепенно она дослужилась и до капитана, но отработала в новой должности всего четыре рейса.
Море пришлось оставить из-за болезни мужа. Он всегда поддерживал любимую женщину в её непростом труде, уговаривал не опускать руки, развиваться, «не быть лежачим камнем». Но теперь ему самому потребовалась помощь Анны.
Она немного стесняется называть себя капитаном: ведь большую часть жизни провела в роли старпома. «Я была не капитаном, так, капитанишкой, — усмехается она с иронией. — Зато я была хорошим старшим помощником».
Только 16% калининградцев видят в работе своё призвание, получают удовольствие и радуются вкладу в общее дело.