12 июля отмечается всемирный день бортпроводника. Как возникла профессия и чем она сложна, читайте в материале «Клопс».
С чего всё начиналось
Впервые стюард обслужил пассажиров меньше 100 лет назад, причём это был мужчина. В 1928 году на миниатюрном «Юнкерсе» за людьми в салоне ухаживал сотрудник немецкой авиакомпании Lufthansa. Опыт Германии переняли в Америке и привлекли в качестве стюардессы медика.
В настоящее время, конечно, на авиалиниях тоже работают стюарды-мужчины, хотя привычнее в этом качестве видеть представительниц прекрасного пола.
Первый российская стюардесса полетела в Ашхабад
В России первой бортпроводницей считают Эльзу Городецкую, которая в 1939 году заботилась о пассажирах во время длительного (по тем меркам) рейса Москва — Ашхабад. Помимо раздачи питания, девушка ещё и выполняла функцию уборщицы салона и даже завхоза: провизию ей приходилось закупать самостоятельно.
Самые известные бортпроводники Калининграда
Профессия бортпроводника достаточно уважаема ещё со времён Союза. О бесстрашных и красивых работницах салона писали музыкальные хиты и снимали кино. Песню Владимира Высоцкого о принцессе-стюардессе, надёжной, как весь гражданской флот, знали, наверное, все. Позднее тему поддержал Владимир Пресняков-младший, спевший о «Стюардессе по имени Жанна».
Самые популярные картины — с «Ещё раз про любовь» с Татьяной Дорониной, «Мимино» с Еленой Прокловой, а также первый советский триллер с участием калининградской актрисы Александры Яковлевой — «Экипаж».
Героиню Яковлевой, Тамару, считали самой сексуальной в СССР. Спустя много лет актриса снялась в ремейке фильма. Кстати, наша землячка впоследствии успела поработать в питерском аэропорту «Пулково».
Другая знаменитая землячка — бывшая супруга президента России Владимира Путина, Людмила, — тоже успела поработать в авиаотряде. Экс-первая леди до замужества была в Калининграде стюардессой на внутренних линиях.
Калининград — кузница кадров
В России на бортпроводника отучиться можно в двух десятках школ по всей стране. Есть центр подготовки и в Калининграде.
Занятия организованы на базе БФУ. При этом практику стажёры проходят в настоящем самолёте, который установлен возле здания одного из корпусов университета на улице Озерова.
Здесь обучают молодых людей в возрасте от 18 до 37 лет. Претендентам старше этого возраста будет сложнее найти работу в авиакомпании, предупредил директор авиационного учебного центра Дмитрий Эглит.
«Благодаря тому, что у нас есть определенный имидж в сфере гражданской авиации и наработанным многолетним связям, мы стараемся ребятам поспособствовать в трудоустройстве. Процент трудоустройства, естественно, большой», — говорит директор Центра.
В основном приходят в профессию девушки: мужчин — только порядка 20%. Но в будущем эта цифра, вероятно, будет расти.
«Устаревший стереотип, что бортпроводник — это профессия для женщин. На самом деле, абсолютно никакого деления и преимущества по гендерному признаку нет. И, в общем-то, авиакомпании с большим удовольствием молодых людей принимают на работу», — продолжает Дмитрий Эглит.
Это отчасти связано и с ростом числа инцидентов на борту: порой нужна грубая мужская сила. В скором времени полномочия бортпроводников планируют расширить, разрешив во время полёта ограничивать дебоширов в передвижении.
Сегодня калининградские выпускники работают во многих авиакомпаниях России и мира: в Турции, Германии, Италии, Арабских странах.
Как стать бортпроводником
Требований не так много, как может показаться.
- возраст 18 лет,
- минимальный уровень образования (полное среднее образование или аттестат об окончании 11 класса),
- базовое знание английского языка,
- справка после прохожденя медкомиссии.
Но чтобы сделать карьеру и зарабатывать хорошие деньги, нужно знать как минимум два иностранных языка, говорит стюардесса с 30-летним стажем Зоя Гринько.
«Это обязательно английский и какой-то второй язык на свободном разговорном уровне. Тогда все шансы пройти собеседование есть. Иностранные авиакомпании, в общем-то, с большим удовольствием российских бортпроводников принимают, потому что у нас очень качественная подготовка», — говорит Гринько.
В Калининграде курсанты проходят серьёзную тренировочную физподготовку, например, обязательно нужно уметь плавать. Другое необходимое качество — стрессоустойчивость. Но не только это имеет значение.
«Бортпроводник должен уметь и любить общаться с людьми. Потому что если это человек замкнутый, который сторонится социума, конечно, эта профессия не [для него]. На высоте 10 тысяч метров на воздушном судне бортпроводник – это и психолог, и медик, и спасатель, и пожарный... И наверное, уже только в последнюю очередь — ещё и человек, который занимается сервисным обслуживанием пассажиров. Потому что, конечно, прежде всего это профессия связана с обеспечением безопасности», — говорит Зоя Гринько.
Сравнивая современность бортпроводника с советским периодом, она отмечает, что трудности поменялись местами. Раньше было сложнее работать на борту, но проще с пассажирами. Сейчас — наоборот.
«Изменилось мировоззрение пассажиров, сами люди, в каком-то смысле, сложнее сейчас. Мгногие видят в бортпроводнике человека подай-принеси. Сейчас более наглый пассажир. Про права всем рассказали, про обязанности — нет. А в механическом плане сейчас, конечно же, легче», — отмечает бортпроводница со стажем.
Несчастье помогло
Калининградский авиационный центр — единственный в России, где курсанты проходят постоянное обучение в настоящем самолёте. 15 лет назад Boeing 737-800 чуть было не разбился в аэропорту «Храброво»: не выпустились шасси. Но мастерство пилотов позволило совершить лишь жёсткую посадку на «брюхо».
К сожалению, лайнер получил конструктивные повреждения и был списан. Несколько лет он простоял в авиагавани, его использовали спецслужбы, отрабатывая различные манёвры. Ровно 10 лет назад самолёт по частям перевезли в БФУ.
Воздушное судно не нуждается в постоянном серьёзном обслуживании, так как конструкция изначально достаточно надёжна. Сейчас нужны лишь поддерживающие процедуры: накачка колёс, смазка различных механизмов, дверей, прежде всего. Борт оборудован всем сервисным и аварийно-спасательным оборудованием. За этим следит инженер.
Как дружба влияет на безопасность полёта и за что наказывают в авиакомпаниях, «Клопс» рассказывала одна из бортпроводниц.
Например, в 2018 году «Аэрофлот» уволил бортпроводницу, которая во время рейса назвала Калининград Кёнигсбергом.
В 2013 году её коллега опубликовала на своей странице в социальной сети неприличную фотографию. На снимке, сделанном из хвостовой части салона самолёта, рука девушки показывала в спины пассажирам средний палец. Девушка утверждала, что это не её фотография, что сама она росто «лайкнула» снимок. Тем не менее, после этого Татьяну Козленко уволили, хотя позже всё-таки восстановили на работе.