Главные музыкальные маршруты на карте города восстанавливает Кафедральный собор.
15-часовое «Кольцо Нибелунга», заслужившие мировую славу «Тристан и Изольда», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» — потомкам узнать Рихарда Вагнера несложно. Он создавал большие сюжеты, соединяя драму, поэзию и музыку в тотальный Gesamtkunstwerk*. Для представления своих опер, точнее — музыкальных драм, Вагнер построил собственный театр в Байройте, где с 1872 года проходит его фестиваль. Правда, так было не всегда.
Реальность Вагнера не сразу выстроилась согласно его исполинским амбициям, и большую часть жизни, как замечает сам композитор в своих мемуарах, он провёл под бременем «пошлых невзгод». Ранние оперы не пользовались успехом. Работа капельмейстером в маленьких европейских театрах денег не приносила. Желание показать себя влиятельным импресарио или надёжным мужем было так велико, что Вагнер нередко влезал в долги. И постоянно менял декорации, с кредитами не справляясь.
Одной из таких декораций и стал королевский Кёнигсберг — «спасительные воды Балтийского залива», куда композитор «заплыл» по любви, вслед за актрисой Минной Планер.
Любовь и её запреты
Они были знакомы с 1834 года — тогда Рихард уговорил себя остаться при труппе магдебургского театра только благодаря влюблённости в Минну. Сейчас её же стараниями 23-летнему композитору было обещано место капельмейстера — в оперном театре на Paradeplatz.
В 1836 году влюблённые обручились в Трагхаймской кирхе (Соммера, 13, в современном городе) и наняли квартиру на Штайндамме, 111 (Житомирская, 2–4). Как водится, квартира была «на вырост», щедро обставленная. И Рихарда это нисколько не смущало.
Недавно окончив и поставив новую оперу «Запрет любви», Вагнер был устремлён лишь к одной цели — получить любовь и доверие Минны. В этом он был не один. Планер окружали поклонники, и хоть повод для обвинений в неверности она давала нечасто, лестное внимание принимала всегда. Особенно — если девушку брали под опеку. Собственно, поэтому Рихард так старался её обеспечить. Учитывая, что с его назначением театр решил повременить до осени 1837 года, было это нелегко. Целый год он мог существовать только на правах второго дирижёра, против которого была настроена вся труппа.
Писал немного — здесь была создана увертюра «Правь, Британия», главную партию в которой на премьере пела Минна, а также разработан план и сюжет новой оперы «Счастливое медвежье семейство», либретто которой Вагнер позже уступит приятелю. Замысел «Риенци» появится тоже скоро — но перед этим композитору придётся основательно понервничать и из города всё-таки уехать.
Кёнигсберг — Рига — Кёнигсберг
В апреле 37-го конкурент оставил свой пост, вернувшись домой в Ригу, и Вагнера сделали капельмейстером. Одновременно с этим наступил самый сложный, низкий сезон в жизни городского театра. Для Вагнера то была угрюмая пора, воспоминания о которой приведут к тому, что, оказавшись в городе проездом 25 лет спустя, он предпочтёт вообще не покидать стены гостиничного номера.
Театр был на грани банкротства. Ни денег, ни посетителей. Всё время с утра до вечера Рихард тратил на репетиции и попытки уговорить актёров остаться. Однажды, вернувшись домой из театра, он уже не нашёл в штайндаммской квартире ни Минны, ни её дочери.
Уставшая от финансовых проблем жена приняла покровительство очередного поклонника и уехала обратно к родителям, в Дрезден. Заложив всё что можно, Вагнер отправился следом. И к магдебургским кредиторам добавились кёнигсбергские.
С городом влюблённые, которым суждено было провести вместе тридцать лет, встретятся ещё — когда будут бежать в обратном направлении, из Риги в Париж через Пиллау. Снова сопровождаемые долгами.
Wagnerstraße
Напряжённые отношения, сложившиеся между Вагнером и Кёнигсбергом, не помешали второму увековечить его имя в одной из улиц. Правда, тоже не сразу. Известная сегодня улица Вагнера сначала получила своё имя в честь врача, профессора Кёнигсбергского университета Карла Эрнста Альбрехта Вагнера, создавшего рядом хирургическую клинику. И лишь в 1933 году была переименована в Рихард Вагнер-Штрассе. Сегодня эта улица проходит совсем рядом с утраченным Штайндаммом, где Минна и Рихард отчаянно пытались справиться с любовью, бытом, деньгами. И в этих условиях написать музыку.
Что послушать:
Рихард Вагнер — «Риенци» (6+).
* Единое произведение искусства.
Фото: Bildarchiv Ostpreußen, boydellandbrewer.com, last.fm.