В Калининграде недавно с визитом побывал министр транспорта России Роман Старовойт. О чём удалось договориться и какие проблемы есть у транспортной отрасли региона, в интервью «Клопс» рассказал вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов.
Об авиаперевозках и льготных билетах
— Александр Семёнович, каковы итоги визита министра?
— Один из итогов — это то, что нам более чем в два раза увеличили субсидии на авиабилеты именно для жителей Калининградской области. Следующий вопрос — договорились, что увеличат субсидирование морских грузовых перевозок. Ну и программа строительства автомобильных дорог и аэропорта Храброво тоже обсуждалась. Согласовали все детали, принято решение по проектированию будущей рулёжной дорожки, чтобы увеличить количество обслуживаемых судов.
— В этом есть необходимость?
— Мы подходим к максимуму, к техническим ограничениям из-за постоянного роста пассажиров.
— Остались ли льготные билеты на полёты в Россию? Может быть, внедрить систему как для жителей Дальнего Востока, которые имеют железную возможность слетать раз в год по фиксированному тарифу?
— Дальний Восток — это особая история. Что касается льготных билетов, то на начало июля ещё порядка 65 тысяч находились в продаже.
— Мы видим очереди у касс при покупке субсидированных билетов. Почему нельзя наладить онлайн-продажу?
— Онлайн-продажа работает, но нужно приложить скан паспорта, в том числе и прописку. Часто случается, что первый разворот прикрепляют, а информацию о прописке — нет. Или фотографируют и пальцем закрывают какие-то данные. Программа не может отследить, поэтому происходят некоторые сбои. Другая история: у кого-то дети, не имеющие паспортов, и так далее. Есть люди, для которых тяжело через интернет оформить билет. Калининградцы идут в кассы, но основная масса всё же приобретает билеты через интернет.
О ситуации на границе
— Пограничный переход в Чернышевском уходит на реконструкцию. Не будет ли проблем с очередями на границе?
— Сейчас идёт проектирование реконструкции. Начало строительных работ планируется на 2025-2027 годы. Естественно, во время работ не будет ограничений по пропускной способности, а после реконструкции мощности в Чернышевском будут увеличены примерно в два раза.
— Нет ли новостей по другому переходу, который так и не был открыт в Дубках?
— Никаких новостей нет. С нашей стороны пункт пропуска полностью готов. Литовская сторона не сообщает, по какой причине не начинает работу.
О железной дороге
— Железнодорожный транзит через Литву сильно ограничен, а для некоторых недоступен. Даже при наличии квот, выделенных соседями на этот год, многие не рискуют их использовать. Почему?
— Кроме санкционных товаров, есть и другие ограничения: существуют санкции к собственникам подвижного состава или к производителям, чья продукция транспортируется.
— Получается, что часть квот мы не выбираем, а на следующий год Литва их сокращает?
— Есть такая практика. При сравнении прошлого года с нынешним мы видим, что нам сократили грузоперевозки на 220 тысяч тонн.
О морских перевозках
— Предприниматели отмечают неожиданные сложности в порту Балтийска. Суда долго разгружаются. Это системная проблема или локальные трудности?
— Системной проблемы нет. Буквально пару дней назад общался с представителями Балтийской стивидорной компании, с операторами, которые осуществляют перевалку грузов. Есть некоторые сложности. Из-за погодных условий могут прийти одновременно несколько судов. Бывают порывистые ветра, кранам запрещено работать. Лето — пора отпусков, привлечь людей дополнительно не всегда представляется возможным. Но в целом ситуация рабочая, и каких-то проблем, а тем более рисков, нет.
— В этом году компании, реализующие цемент, предполагают возможный рост цен — до 40%. Связывают этот скачок с отсутствием госсубсидии на перевозку. Вы знаете о таких прогнозах?
— На сегодняшний день, действительно, закончились субсидии в размере 1,8 миллиарда рублей для компаний, которые доставляют тот же цемент. Но у нас достигнуты договорённости с перевозчиком через Минтранс, есть перевозка по льготным тарифам. До момента выделения субсидий компания будет возить за свой счёт. Поэтому, повторюсь, опасения, что цена на цемент подскочит, пока беспочвенны.
— В этом году должны завершить строительство порта в Пионерском. Первоначально планировалось, что он будет обслуживать и круизные лайнеры. Есть ли какие-то планы в этом направлении?
— Когда порт проектировался, была иная ситуация. На сегодняшний день нет чёткой информации по круизным судам. Прорабатываем вопрос с судовладельцами для привлечения пассажирских паромов. Есть на примете судно для перевозки 1 200-1 400 пассажиров. По срокам пока сказать сложно.
— Это только пассажирский транспорт?
— Грузопассажирский. Судно способно принимать для перевозки легковые и грузовые автомобили — по Балтийскому морю такие курсируют.
— Куда можно будет уехать на таком из Пионерского?
— Пока только в Ленинградскую область. Если бы была большая география, было бы намного проще найти судовладельцев. Но мы изучаем вопрос с туристическими операторами, смотрим возможности и суда. Есть инвесторы, которым это интересно.
Кроме этого, у нас есть грузовой паром «Посейдон», который планируем заводить в Пионерский. Это позволит разгрузить Балтийск и упростить доставку автомобилей.
— Вы сказали, что на морскую переправу выделили 1,8 миллиарда и деньги закончились. Что будет дальше?
— Подготовлены документы, идут согласования на уровне Минфина России, Минэка, Минтранса по выделению на этот год ещё около 3 миллиардов рублей.
— Это больше прошлогодних показателей?
— Сумма гораздо больше, чем в 2023-м. Тогда было выделено 2,8 миллиарда.
— Есть ли необходимость в дополнительных грузовых судах на линии Балтийск — Ленинградская область?
— На сегодняшний день в этом нет острой необходимости. Есть нужда в специализированных судах, но большой проблемы нет, всё решено.
О «Ласточках»
— В качестве одного из способов разгрузить приморское направление говорилось о прицепных вагонах к электричкам. Насколько эта идея реализуема и что ещё можно предложить, чтобы избежать давки?
— Прорабатываем совместно с железной дорогой вопрос удвоения «Ласточек». Чтобы это реализовать, необходимо сначала удлинить перроны. Железная дорога в третьем квартале приступает к реконструкции на Северном вокзале, остановке Кутузово-Новое и в Малиновке (Зеленоградск-2). После того, как будут увеличены перроны, вернёмся к этому вопросу. Сегодня у нас постоянно по разным направлениям курсируют 9 «Ласточек», одна в запасе.
— Девять «Ласточек» будет мало, придётся заказывать ещё составы?
— Да, надо будет привлекать дополнительные электрички, но сначала следует привести в соответствие инфраструктуру.
Об электробусах
— Анонсировали появление электромаршруток. Это возможно в ближайшее время?
— Сейчас, наверное, это не первоочередная задача. Почему? Электробусы — это замечательно, но они очень дорогие. С целью экономии мы сделаем больше упор на замену троллейбусного парка. Такие машины на свободном электрическом ходу будут ездить в те микрорайоны, где отсутствует контактная линия.
— Когда это случится?
— Прорабатываем вопрос. Врио губернатора Алексей Беспрозванных поставил задачу, и я надеюсь, что в этом году мы какое-то количество обновлённого состава увидим на улицах Калининграда.
О дорогах
— На какой стадии участок Приморского кольца до Янтарного?
— Работы идут полным ходом, где-то дорога готова, уложены нижние слои асфальта, возведены путепроводы. Но ездить сейчас по ней не имеет смысла, так как участок дороги пока не соединяет Светлогорск с какими-то населёнными пунктами.
— Мы привыкли, что такие грандиозные дорожные объекты в области сдают раньше срока. На дороге до Янтарного будет ли так же?
— Всё будет зависеть от возможностей федерального финансирования. Мы обратились к министру транспорта в том числе, потому что подрядчики имеют возможности привлечь дополнительные ресурсы и сократить время строительства. Сейчас прорабатываем вопрос совместно с Минтрансом о выделении средств на опережающее строительство.