20:16

Расписать брусчатку QR-кодами: молодые дизайнеры предложили идеи для привлечения в Калининград туристов

  1. Калининград
Расписать брусчатку QR-кодами: молодые дизайнеры предложили идеи для привлечения в Калининград туристов   - Новости Калининграда | Фото: Дарья Мея / «Клопс»
Фото: Дарья Мея / «Клопс»

Студенты ведущих университетов страны разработали проекты для популяризации Калининградской области в качестве туристического продукта. Свои идеи они представили на X Международной биеннале «Балтийский дизайн 2024». Корреспондент «Клопс» побывал на презентации программ.

Церемония награждения состоялась в понедельник, 8 июля, в БФУ имени И. Канта. Участниками мероприятия стали 50 студентов из разных вузов (СПБГУ, РГУ им. А. Н. Косыгина, Институт бизнеса и дизайна, БФУ им. И. Канта) под руководством пяти наставников и куратора Николая Облапохина – бренд-консультанта, основателя и креативного  директора O&P branding, члена Ассоциации брендинговых компаний России. 

Девиз мероприятия звучит как «Культура. Дизайн. Туризм». Целью лаборатории стало создание бренда и визуального кода, которые соответствуют современным запросам туристов и отражают уникальность Калининградского региона. 

Мы надеемся, что это привлечёт не только иногородних, но и туристов внутри нашей области: взяли машину, сели и поехали», — подчеркнула одна из финалисток, студентка БФУ имени Канта. 

Проекты по развитию нашей области молодые дизайнеры воплощали четыре дня. Для этого они изучили историю региона и познакомились с современностью.

 «Нас возили на экскурсии, мы были в разных городах. Помимо этого, мы сами изучали город: собирали информацию, расспрашивали местных жителей. Проект объёмный, [у нас] много идей. Мы очень впечатлились, понравился Калининград и область — хотелось достойно это представить», — рассказала участница команды РГУ им. Косыгина. 

Идеи и концепции, придуманные студентами, оказались совершенно разными. Команда СПБГУ разработала слоган «Новая история. Русская Европа» и предложила сделать область всесезонной для поездок. 

«Туристический поток концентрируется в течение двух летних месяцев, создавая наплыв гостей, инфраструктура города и области не справляется с нагрузкой. Летний пик посещаемости приводит к перенаселению, износу туристических объектов и сервисов, а также снижению качества обслуживания. Несмотря на это, область интересна для посещения в любое время года, но об этом мало кто знает», — пояснила одна из девушек, членов команды университета.

Команда РГУ им. Косыгина назвала наш регион «областью повышенной важности» и разработала слоган «Тридевятый край на краю земли». Они назвали свой проект «Калейдоскоп чувств»: он предполагает создание туристических маршрутов на основе уже существующих локальных идей. 

«Мы придумали систему плиток: чтобы [местами] брусчатка в Калининграде и области была определенного цвета с особенным посланием  – это поможет узнать больше о городе», – поделились студенты. Они же предложили размещать на булыжниках уцелевшей мостовой специальные QR-коды, считав которые, прохожие смогут узнавать больше о месте, где находятся. 

По словам Николая Облапохина, основателя и креативного директора O&P branding, члена Ассоциации брендинговых компаний России, сейчас идёт активная борьба за российского потребителя между двенадцатью самыми крупными туристическими направлениями. Именно поэтому основная задача — найти коммуникационный язык, транслировать преимущества, ответить на мотивации туристов, привлекая их в регион.

Сейчас существуют определённые барьеры,мешающие развитию области в сфере туризма: удалённость, замкнутость, очень короткий сезон с хорошей погодой, считает Облапохин. При этом есть сложившиеся традиционные представления об отдыхе в Калининградской области как о пляжном и оздоровительном. Однако тренды туристической индустрии говорят, что потребитель ищет активный, культурно-познавательный и событийный отдых.

Эти барьеры надо преодолевать, чтобы туристы ехали не в сезон. И когда всё это появится в регионе, надо, чтобы коммуникации, рекламные материалы и креатив были к этому готовы», —  подчеркнул спикер.

Почти все авторы проектов в итоге склонились к тому, что основа развития нашей области — правильный геобрендинг и проектирование образа Калининграда. У края большие возможности развития в дальнейшем, главное — разумно их использовать. 

«Я слежу за регионом, очень мне нравится: у него большой потенциал в том, что здесь всё рядом, всё на виду. И, нам, как людям творческим, безумно интересно изучать этот контекст: остаётся лишь как-то систематизировать, огранить, придать форму. [Нужно] использовать современные коммуникации, чтобы было понятно молодёжи, чтобы регион раскрывался для них. Мне как дизайнеру отрадно, что такая молодёжь здесь», – поделился с «Клопс» Алексей Баранов, член Общественного совета при Минпромторге РФ.

Участники биеннале также не раз упомянули, что сфера дизайна сейчас активно развивается и за ней будущее страны. «Мы —  проектная страна. Российский дизайн — это сервисы и  прогрессивное мышление. Мы сильны в инновационном дизайне. Мы перестаем быть страной потребления, мы сегодня — один из лидеров мирового рынка со многими возможностями», — отметил Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России.

Теперь осталось найти возможности осуществить самые интересные из предложенных дизайнерами идей на практике. «Задача организаторов, чтобы все эти инициативы не ушли в песок, чтобы ребята увидели результаты своего труда», — подчеркнул Алексей Баранов. 

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, организатором форума выступил Союз дизайнеров Калининградской области.

Калининград вошёл в топ-5 российских городов по количеству бронирований жилья для туристов на лето. При этом гости задерживаются в областном центре дольше, чем в других местах в регионе.