В погожий летний день, наверное, нет ничего лучше, чем водная прогулка. Поэтому журналист «Клопс» с радостью воспользовался приглашением принять участие в рейде Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС) по Преголе.
В июне года исполнилось 40 лет со дня образования этой организации. 20 из них инспекция входит в состав ведомства по чрезвычайным ситуациям. До этого ГИМС относилась к самым разным министерствам. Основная её задача — надзор за катерами, яхтами, моторными лодками, гидроциклами. Но есть и другие функции. Обо всём этом мы и поговорили с руководителем группы патрульной службы инспекторского отдела Калининграда Олегом Кузнецовым и инспектором Константином Лебедевым.
Рейд ГИМС начинается от причала на Ялтинской. Судно со специальными опознавательными знаками МЧС России берёт курс на акваторию морского порта Калининград. Пока мы идём по реке, начинаем знакомиться.
Отставники и ветераны
Олег Кузнецов работает в инспекции с 2011 года. Он ветеран Военно-морского флота, вышел в отставку в звании капитана первого ранга. Командовал дивизионом малых противолодочных кораблей в Балтийске, затем служил в штабе Балтфлота.
Отвечая на вопрос, где проще, на военной службе или в гражданской сфере, руководитель группы задумался:
«На флоте всё определено уставами и приказами. Любой шаг влево-вправо регламентирован. А здесь существуют различные нормативные акты, законодательство постоянно меняется и нужно успевать за реалиями. Мы работаем с гражданами, это сложно, но интересно. И самый главный плюс — на воде, родная стихия. На земле хуже».
«По первому образования я электромеханик, окончил мореходное училище, — рассказывает подполковник милиции в отставке Константин Лебедев. — Так что эта работа мне близка. Она связана с техникой и водой».
Инспектор закончил службу на Курилах, на острове Итуруп. Служил во Владивостоке и на Сахалине в СОБРе, в уголовном розыске. В Калининград переехал 10 лет назад.
«Я сам родом из Львова и привык, чтобы овощи и фрукты росли в открытом грунте. А на Дальнем Востоке с этим тяжело. Во Львов по понятным причинам дорога была заказана, поэтому искали что-то напоминающее родной город. Калининград очень близок, остались здесь».
В ГИМС большинство составляют отставники. Самому молодому сотруднику 42 года.
«У нас дружный коллектив, — говорит Константин Лебедев. — Всегда находим общий язык, мы же не пацаны уже, у всех свой жизненный опыт, умение притираться к коллегам. Здесь я получаю настоящее удовольствие от того, чем я занимаюсь».
Тише едешь, лучше будешь
Пока беседуем с экипажем, проходим мимо острова Канта, Музея Мирового океана, приближаясь к двухъярусному мосту. Из-под него навстречу нам на полной скорости вылетает катерок.
«Начинаем работать, — приказывает Олег Кузнецов. — В городе от Берлинского моста до двухъярусного разрешённая скорость — 12 км в час. В порту ограничение до 25 км в час. В Калининградском заливе за Прибрежным скорость ограничена лишь адекватностью судоводителя. Бывало, что на полном ходу люди вылетали на берег».
Увидев патруль, водитель катера резко сбросил скорость, поэтому зафиксировать нарушения правил не удалось. Тем не менее, судну предложили пришвартоваться у музея. После осмотра документов Олег Кузнецов попросил не нарушать правила и пожелал счастливого пути.
Контроль скорости важен для безопасности на воде. Сильная волна разрушает берег, повреждает стоящие у причалов суда. Региональное правительство запретило использовать гидроциклы в городской черте: это средства повышенной опасности.
«Они развивают скорость до 100 км в час, — отмечает Олег Кузнецов. — Если водитель отвлёкся и упустил контроль, то ему нужны буквально секунды, чтобы потерять управление и врезаться в берег, причал или ещё куда».
Капитаны и пассажиры
На катере, который остановили патрульные, находилось трое пассажиров. Скорее всего, это были туристы. Владельцам маломерных судов запрещено заниматься коммерческой деятельностью, в том числе пассажирскими перевозками, но этот вопрос никак не отслеживается. Главное, чтобы число людей на борту соответствовало посадочным местам.
А вот прогулочные кораблики, которые возят пассажиров по Преголе, сейчас контролируются службами Калининградского морского порта, хотя раньше были под регистром ГИМС.
«Условия регистрации таких судов жёстче, чем маломерных, — говорит Олег Кузнецов. — Нужно иметь специальные права, чтобы перевозить пассажиров, а также пассажирское свидетельство. Его выдают в Санкт-Петербурге на 5 лет. Капитаны таких судов имеют высшее образование. Многие тоже отставники. Они подтверждают свою квалификацию, дипломы».
До 20 тысяч рублей штрафа
Судно ГИМС проходит под двухъярусным мостом в акваторию морского порта. Здесь и судоводителям, и пассажирам нужно надеть спасательные жилеты.
Во время рейдов патрульные следят, чтобы все находящиеся в лодках и катерах были в соответствующей экипировке, соблюдали правила безопасности и непременно были трезвыми. Эти нормы прописаны в десятках документов — от местных до федеральных.
«Мы имеем право остановить любое судно, проверить наличие документов и оснащённость судна необходимым имуществом, указанным в регламенте Таможенного союза. Это спасательные и теплосберегающие средства, противопожарное оборудование, осушительные системы, якорные и швартовые принадлежности, навигационные приборы, средства связи и управления», — рассказывает Кузнецов.
По словам руководителя патрульной группы, судоводители часто жалуются, что им некуда положить всё необходимое. Например, чтобы выйти в море, нужно иметь 11 видов пиротехнических средств: три ракеты красного огня, по четыре фальшфейера красного и белого огня.
«Также обязателен спасательный круг. Но ничего, находят место. Ведь за отсутствие оснащения на судне — штраф от 15 до 20 тысяч рублей. Это во многом и подстёгивает соблюдать правила».
Водителям гидроциклов раньше тоже нужно было иметь всё это. Сейчас нормы смягчены, потому что, как замечает Константин Лебедев: на водном байке и на самом деле некуда пристроить имущество. Именно поэтому гидроциклам запрещено удаляться от берега дальше 500 метров.
«Дальше ходить не имеют права. Потому что если заглохнет, то невозможно будет добраться до берега, вёсел и парусов нет. В общем, с гидроциклами непросто, как и с мотоциклами на суше. Хорошо, что на воде нет самокатов. Хотя сейчас появились доски с моторчиком, и чем это не самокат?»
ГАИ на воде
Несмотря на то, что работа патрульных сезонная, рейды проводятся и поздней осенью, и даже зимой — если погода позволяет. В 2022 году, к примеру, выезжали в январе. Рыбаки выходят за добычей в любую погоду, значит, и те, кто контролирует маломерные суда, тоже не могут сидеть в офисе.
Сейчас патрульные службы ГИМС действуют в Калининграде, Мамоново, Балтийске, Янтарном, Пионерском, Советске, Полесске и Черняховске. В каждом подразделении есть моторное судно. Можно ли назвать ГИМС «ГАИ на воде»? Наверное, этот вопрос инспекторам задавали много раз, и они ответили не задумываясь.
«Это образное выражение, конечно. У нас разный правовой статус. Разное бывает. Иногда сложно пришвартоваться из-за сильной качки. Часто помогаем оказавшимся в беде, отбуксируем в безопасное место, независимо от того, какие задачи выполняем. Мы же не можем бросить людей».
Как раз в этот момент патрульное судно проходит мимо надувной лодки с мотором, в которой сидел мужчина с двумя подростками. Инспекторы спросили, что случилось и не нужна ли помощь.
«Масло залило свечи, не уследил, — отвечает водитель. — До причала близко, мы догребём. Спасибо за помощь!»
Предупредить, а не наказывать
Судно подходит к Берлинскому мосту. Патрульные замечают моторную лодку «Прогресс», в которой трое мужчин, женщина и двое маленьких мальчишек. На детях взрослые спасательные жилеты — нарушение, за которое предусмотрен штраф от 300 до 500 рублей.
Судоводитель оправдывается, что перепутал мешки с жилетами. Детские остались в другом. Оформляется постановление, нарушитель платит штраф на месте. Теперь ему нужно отвезти детей с родителями на берег, вернуться на базу, взять нужный мешок с жилетами и снова забрать пассажиров.
«Если за год водитель допустит ещё одно нарушение, то это будет уже отягчающим фактором, и раскаяние не примут во внимание».
Не успели отойти, как в поле зрения патруля попадает ещё один катерок. Налицо превышение скорости, но принято решение вынести предупреждение.
«Здравствуйте, давно вас не было!» — заявляет водитель.
«Не превышайте, будьте осторожны, — говорит Олег Кузнецов. — Учитывая ваши просьбы, будем ходить почаще».
Водитель катера и пассажиры смеются и машут патрулю руками.
По мнению инспекторов, большинство граждан прекрасно понимают, зачем работает ГИМС.
«Мы никогда просто так людей не наказываем. Всегда за дело. Конечно, входим в положение, но делаем свою работу от и до. Нет случаев, чтобы мы с кем-то ругались, грубили. Стараемся доброжелательно ко всем относиться. Иногда, допустим, останавливаешь водителя, пожуришь его, объяснишь. У нас есть возможность выписать предупреждение без штрафа. Как правило, нарушители понимают, и в следующий раз встречаемся добрыми друзьями».
Отвечают за всё
Водный Калининград — это целая отдельная цивилизация, которая практически неизвестна сухопутным людям. С реки город предстаёт в совершенно ином виде. Пристани, причалы, стоянки, которые связывают воду с сушей, расположены зачастую в таких укромных местах, что видны только с акватории. С воды хорошо просматриваются и нарушения. Они не ускользают от патрульных ГИМС, хотя это и не входит в прямые должностные обязанности инспекторов.
«Как-то заметили сброс нефтепродуктов в морском канале, — вспоминает Олег Кузнецов. — Сразу же позвонили коллегам в минприроды, которые оперативно отреагировали на происшествие».
Однажды весной в Преголе появилось много топляка. Брёвна могли повредить суда, поэтому инспекторы занялись проблемой.
«Это нормальная совместная работа, — улыбается Константин Лебедев, — с полицией, экологической службой. Наши коллеги из Мамоново, Балтийска, Светлого и Полесска активно сотрудничают с рыбоохраной. Везде должна быть взаимопомощь и поддержка. На воде по-другому нельзя».
Сотрудники ГИМС и МЧС спасли рыбаков, перевернувшихся на лодке в море у Балтийска.