11:10

Эксперты рассказали о том, как вести семейный бюджет

  1. Калининград
Эксперты рассказали о том, как вести семейный бюджет - Новости Калининграда

После свадьбы перед любой парой встаёт финансовый вопрос. Два человека должны решить, объединять ли доходы и расходы, кому передать должность семейного бухгалтера и как это делать. Эксперты Регионального центра финансовой грамотности изучили мнения финансистов о денежном вопросе в семье.

В начале семейных отношений молодожёны верят в то, что впереди долгая и счастливая семейная жизнь. Но у многих эта мечта не сбывается. 30% разводов происходят из-за денежных раздоров.

Большинство молодых семей либо не ведёт семейный бюджет, либо ведёт хаотично. Именно это является причиной того, что многие не достигают финансовых целей. Научиться грамотно распоряжаться деньгами можно, если есть понимание и определена стратегия ведения семейного бюджета. Таких стратегий всего три: общая, раздельная и смешанная. Главное — правильно подобрать стратегию для конкретной семьи, советует Игорь Файнман, финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика». Разберём стратегии ведения личного бюджета.

Общий бюджет

Общий бюджет — самый популярный вид ведения бюджета в России. Все деньги кладём на одну банковскую карту и на все расходы из неё же и берём. Также совместно делаем накопления на стратегические цели.

Плюсы: это самый простой способ ведения личной бухгалтерии. Можно вместе копить и формировать фонды. Минусы тоже есть: возможны разногласия между супругами, если у жены и мужа большая разница в доходах.

Раздельный бюджет

Данный вид бюджета распространён в европейских странах и США. Он позволяет сохранить финансовую независимость и не отчитываться перед своей половиной о доходах.

Из плюсов — это отсутствие споров и конфликтов из-за денег, так как каждый использует свои финансы. Но и минусов много, главное — это сложная реализация общих семейных целей и отсутствие информации об активах в случае форс-мажорных обстоятельств. Однако такой способ ведения бюджета идеально подойдёт парам, где оба члена семьи одинаково зарабатывают. 

Смешанный бюджет

Смешанный бюджет — пример сбалансированности, это всегда договорённость между партнёрами. Он сочетает в себе плюсы первых двух стратегий и одновременно убирает минусы. С одной стороны, есть общие финансовые цели, а с другой — полная финансовая независимость. Например, все крупные затраты берёт на себя глава семьи (на отпуск, ремонт авто и квартиры, оплату образования детей), а вторая половина отвечает за текущие расходы (на продукты, косметику и личные нужды). Однако могут возникнуть разногласия при появлении в семье детей.

«Смешанный бюджет — это про бюджет моей семьи. Именно так мы живём уже более пяти лет, и эффект налицо: все довольны, конфликтов нет и семейный капитал растёт как на дрожжах. Бюджет планируем на год и ежемесячно корректируем в зависимости от обстоятельств. Все крупные затраты на мне (коммунальные платежи, расходы на отпуск и авто), а моя жена взяла на себя ежедневные траты (продукты и личные нужды)», — говорит Игорь Файнман.

Финансисты сходятся во мнении, что каждая пара должна вести семейный бюджет, а вот какой способ выбрать, это решение каждого. 

«Организовать семейный бюджет, на самом деле, не очень сложно. Ведение дневника доходов и расходов — не пустой звук. Это очень важный шаг на пути к своей цели — экономии и накоплению. Если вы и без него можете откладывать ежемесячно определённую сумму, можно такой дневник не заводить. Но учёт никогда не повредит. В качестве дневника можно использовать тетрадь или специальную программу в интернете. Тут главное — начать», — говорит эксперт — экономист-финансист Ирина Нестерова. 

Брачный договор, или Живя в мире, не забывай о войне

В России не принято подписывать договор в момент, когда в животе парят бабочки и две половинки думают только о счастливом будущем. Но по статистике, в России 53% браков заканчиваются разводами. Поэтому позаботиться о безболезненном разводе лучше заранее.

Для начала необходимо обо всём договориться. А уже после воспользоваться услугами юриста или нотариуса и зафиксировать договорённости. И уже в самом конце заверить нотариально три оригинала (два — для участников договора и один для нотариуса).

В брачном договоре необходимо учитывать имущество: квартиры, машины, — а также долги, которые могут появиться в семье в течение жизни. По закону всё имущество, приобретённое до брака, останется за супругом. А вот всё, что покупается после штампа в паспорте, нужно обсуждать.

Кстати, это отличный способ наладить коммуникации между будущими мужем и женой ещё до свадьбы. Если не хотите делить имущество, зафиксируйте, кому достанется квартира, а кому — деньги. 

Материал подготовлен в рамках проекта Министерства финансов Калининградской области «Финансовая грамотность и инициативные проекты населения». Дополнительная информация — по телефону горячей линии по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8 800 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.