17:02

Ликвидатор-чернобылец четыре года живёт в шалаше в лесу под Калининградом (фото, видео)

  1. Калининград

Чернобылец Владимир Иванович П. четыре года живёт зимой и летом в шалаше под Калининградом, несмотря на обилие родственников. О том, что привело 65-летнего мужчину к такой жизни, попытался разобраться «Клопс».

Екатерина Преснякова беседует с Владимиром Ивановичем П. | Фото: «Клопс»
Екатерина Преснякова беседует с Владимиром Ивановичем П. Фото: «Клопс»

Пошли за грибами, а нашли отшельника

Калининградец Артём Насонов наткнулся на шалаш в Гурьевском районе совершенно случайно. По словам молодого человека, он с приятелем собирал грибы и увидел, как какой-то пожилой мужчина варит пищу в котелке на костре.

«Мы подошли, разговорились. Он оказался контактным, стал рассказывать, где здесь грибные места, куда лучше пойти. Выяснилось, что дед Володя вот уже несколько лет обитает совершенно один в чаще леса. Он нам показался интересным, и мне стало его жалко», — рассказал Артём.

Молодой человек обратился в несколько областных волонтёрских групп, помогаюших людям в сложной ситуации, и в поисковый отряд. Откликнулись только добровольцы-поисковики. Руководитель ПСО «Запад» Екатерина Преснякова попросила Артёма проводить её к отшельнику. С ними отправился и корреспондент «Клопс».

Ухабы на просёлке и тучи комаров

На ухабистой дороге могут добраться только машины с повышенной проходимостью. У Екатерины и Артёма как раз такие. Когда заехали в лес, авто пришлось оставить на полянке. «Иначе застрянем, и придётся бежать за трактором», — поясняет молодой человек.

Дальше пошли по лесной тропе. Нас окружили тучи комаров. Екатерина не успевала отмахиваться: «Много раз была в чащах, но чтобы столько комарья — не припомню».

С собой Катя взяла два пакета с продуктами, чтобы отдать пожилому отшельнику. С таким случаем она сталкивается впервые: «Когда Артём позвонил, остаться в стороне было сложно».

Шалаш у озера

Наконец, выходим в центр лесной чащи. У большого пруда стоит некое строение из досок, обтянутое замызганной плёнкой. Внутри навалены грязные одеяла. Рядом устроен навес и очаг, возле которого хозяйничает высокий худой человек с седыми всклокоченными волосами.

Увидев нас, отшельник настороженно улыбнулся. Артём поприветствовал мужчину, и обитатель леса его узнал. Екатерина передала пакеты с продуктами, и мы попросили разрешения поговорить. 

«Да что рассказывать, ничего интересного», — смутился тот. Но затем постепенно разоткровенничался.

Фото: «Клопс»

Жертва Чернобыля

Владимир П. жил в Гомельской области Белорусской СССР, работал в лесничестве. Рано лишился родителей, двоюродная бабушка взяла мальчика на воспитание. В 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, участвовал в ликвидации последствий аварии. Его дом оказался в зоне поражения, и позже семью эвакуировали в Калининградскую область. В то время мужчине было 27 лет, фактически пришлось начать жизнь с нуля. 

Работал на разных предприятиях, стройках, потом устроился дворником, получил комнату в общежитии на ул. Земельной. Как чернобыльцу ему выделили участок в посёлке Котельниково Зеленоградского района.

Фиктивно женили и выселили

А затем Владимир Иванович всё потерял. Было видно, что ему тяжело об этом говорить. Наш собеседник не стал вдаваться в подробности, лишь заметил, горько вздохнув, что «его кинули».

Уже после беседы с отшельником Екатерине Пресняковой удалось выяснить, что чёрные риелторы убедили мужчину фиктивно жениться. Владимир Иванович выписался из своей комнаты в общежитии, зарегистрировался в посёлке Дорожном, но остался и без этой прописки. Так он потерял своё единственное жилье. 

Владимир П. перебрался на участок в Котельниково, построил что-то вроде домика дядюшки Тыквы, но лишился и этого имущества. По его словам, участок продали какие-то родственники, которые подделали документы, воспользовавшись тем, что у них одинаковые фамилии.

Владимира Ивановича выгнали с его земли, и он поселился в лесу, выкопал землянку. Потом и оттуда тоже пришлось уйти: пристанище разорили лихие люди. И он перебрался в лес под Калининградом.

«Остаётся одно – только лечь помереть»

Екатерина Преснякова разыскала троюродную племянницу Владимира П., которая несколько прояснила ситуацию. По её словам, у мужчины в Калининградской области масса гораздо более близких родственников, но никто не проявляет ни малейшего участия к его судьбе. 

В 2019 году мужчина оказался замешанным в неприятную историю. Ему инкриминировалась продажа боеприпасов, которые он якобы нашёл в лесу. Но племянница не верит в это: мол, Владимир Иванович не такой человек. Скорее всего, нашёл патроны, показал кому-то, а тот донёс.

Троюродная племянница — единственная из родственников, кто не остался равнодушным к судьбе Владимира Ивановича. Когда тот потерял регистрацию, ему перестали платить пенсию — порядка 19 тысяч рублей, стал получать всего четыре тысячи. Родственница помогла восстановить дяде паспорт, зарегистрировала в своей квартире, чтобы вернуть положенные выплаты. Но до сих пор  Владимир П. получает всего 11 тысяч — почему-то никак не могут сделать перерасчёт.

Женщина пыталась и восстановить статус чернобыльца, но пробить стену бюрократии не удалось, не помогло даже обращение в прокуратуру. Племянница опустила руки, а Владимир Иванович так и живёт в шалаше, не претендуя на большее. 

«Мне осталось только помереть», — грустно сказал мужчина.

Добрый леший

На жалкие пенсионные копейки отшельник умудряется существовать целый месяц. Собирает гнилую картошку на помойках, варит её и подкармливает карасей в лесных прудах. Питается рыбой и тем, что удается купить или найти. Одеяла и одежду также раздобыл на свалке.

У него нет сотового телефона и телевизора, мужчина прекрасно без них обходится. Зато страдает от невозможности определить время. Показал нам найденные смарт-часы и стал спрашивать, как их можно зарядить. 

Он начитан — у него масса книг, которые, по его утверждению, натащил на растопку, но сожжёт только после прочтения. Разговорившись, Владимир Иванович стал рассказывать об окрестностях.

«Здесь недалеко у немцев была большая гостиница, а ещё стоял кирпичный завод, а дальше казарма и дома», — выступил в роли гида-краеведа отшельник. 

Он показал нам свои находки: интересные стеклянные и керамические пуговицы. Артефакты Владимир Иванович бережно прячет в кисете: видно, что для него они представляют ценность.

Мы пробыли у отшельника около двух часов. Он продемонстрировал нам, как кормит карасей и рыба буквально выпрыгивает из воды. От этого человека, несмотря на все невзгоды, людскую подлость и равнодушие, с которыми столкнулся, исходила невероятная положительная энергия. Не было никакой злости. Такой вот добрый леший.

Саженцы, картошка и лук

Недалеко от шалаша лесного человека мы заметили несколько рядов молодых ёлочек. Оказалось, что это работа Владимира Ивановича.

«Это молодой подлесок. Их коровы едят, а я пересадил, пусть растут в лесу, его же надо обновлять. А то короед жрёт древесину. Нужно находить повреждённые стволы и срубать, чтобы из-за этого деревья не сгнили», — сразу заметно, что лес и всё, что с ним связано – это единственное, что его по-настоящему интересует.

Для себя высаживает картошку и лук. И всё это хорошо растёт несмотря на тень от кроны деревьев.

«Здесь же торф! Всё отлично приживается», — со знанием дела заметил мужчина.

Фото: «Клопс»
Владимир Иванович живет в шалаше в лесу. "Клопс"

Приносить пользу

Когда мы возвращались к машине по лесной тропе, Екатерина Преснякова еле сдерживала эмоции и призналась, что пока не понимает, как помочь этому человеку.

«Но очень хочется. Его нельзя оставлять в таких условиях. В моей голове не укладывается, как такое вообще возможно. Его, конечно, можно определить в социальный приют, но он не приживётся там и снова уйдёт в лес. Он привык к природе. Если бы не Чернобыль, он так и работал бы в лесничестве, занимаясь любимым делом. А так он попал в город, который его сломал. Посмотрите, с какой любовью он говорил о своих ёлочках», — заметила руководитель поисково-спасательного отряда.

По словам Кати, хорошо бы найти применение способностям Владимира П. Он, к примеру, мог бы снова работать в лесничестве: мало кто хочет жить вдали от цивилизации без удобств. 

«А Владимиру Ивановичу в самый раз! Вот если бы в региональном минприроды взяли его на работу, выделили сторожку. Он бы смог принести ещё немало пользы!» — предложила Екатерина Преснякова.