Калининградскому симфоническому оркестру почти сорок. Его первый концерт в Кафедральном соборе прошёл 31 мая 1995 года. Крыши не было — музыка звучала и для птиц. Консерваторий не было — оркестр существовал. Как такое возможно? Сейчас разберёмся.
Из 15 в 30
С тридцати музыкантов и одного дирижёра-«авантюриста» — композитора Аркадия Фельдмана, вернувшегося в город после окончания колледжа и консерватории, — начался симфонический оркестр. В 1986 году 39-летнего Аркадия пригласили стать заведующим музыкальной частью в Драмтеатре, предложив для оркестра 15 ставок по 100 рублей.
«Музыкальной жизни в городе в то время почти не было, — рассказывает Аркадий Айзикович. — Лишь концерты в филармонии (уже существовал струнный квартет), в музыкальном училище, в музыкальных школах. Ещё в домах культуры: рыбаков и моряков. Но кадры были, и, хотя мне говорили: „Это бесполезно. Не получится. Пробовали и до тебя“, — я человек упёртый: не спорил, а делал то, что считаю нужным».
Поделив 15 ставок надвое, Фельдман взял в оркестр преподавателей колледжа и музыкальных школ, а также студентов, предложив им работать всего день в неделю — согласно размеру зарплаты. Многие уезжали учиться в Вильнюс, Минск, Москву, Петербург, Петрозаводск и возвращались после окончания консерватории. Есть и те, для кого консерваторией стал сам оркестр. 15 музыкантов из 65 играют здесь с первого дня.
Арфа и «Жигули»
На первых концертах людей было критически мало: в театре собиралось по 100 человек. Но в 90-м Фельдману позвонили из обкома партии, предложив сделать программу к 120-летию со дня рождения Ленина. И выступление понравилось так, что количество ставок увеличили до 57, оклады — до 170 рублей (30 000 рублей в переводе на сегодняшние деньги). А главное — оркестру присвоили статус муниципального.
«Мне удалось удержать людей, когда всё разваливалось, когда многие уходили из профессии, — говорит Аркадий Айзикович. — Были, конечно, проблемы с инструментами. Струнные у нас свои, а контрабасы, литавры я искал в подвалах. Делал всё, что мог. На крышу „Жигули“ три контрабаса ставил, внутрь — арфу, ноты, пульты… Так мы ездили с концертами».
Музыка для птиц
В 1995-м оркестр впервые выступил в историческом центре — на острове Канта, в ещё не восстановленном соборе, который без крыши смотрел прямо в небо.
«Нам предложили то, что реализовать было сложно, — говорит Фельдман. — Но я авантюрист по натуре. Поставили лавки, сделали сцену. Играли Шостаковича — Пятую симфонию. И знаете, что мне запомнилось больше всего? Как каркали вороны во время музыки. И как они в точку каркали. Шостакович, если бы услышал, уверен, добавил бы строчку „вороны“ к партиям других инструментов».
Оркестр дал на острове несколько концертов, в том числе с хором и «Курскими песнями» Георгия Свиридова.
До Штутгарта и обратно
В 1996-м музыкантов уже пригласили на гастроли в Германию. В туре, организованном немецким строительным банком, были Штутгарт, Карлсруэ, Швебиш-Халль… Первая запись, оставшаяся в антологии европейской музыки. И сто тысяч марок, выделенные банком на восстановление крыши Кафедрального собора.
Сегодня оркестр играет все «симфонические пятницы» под крышей — с известными солистами, приглашёнными дирижёрами. Четыре-пять раз в год отправляется на гастроли в Европу. Приобретает и получает в подарок новые инструменты. Артисты выступают в Музыкальном и Драматическом театрах, с рок-группами. И редко покидают стены своей консерватории — оркестра, в котором выросли.
Фото предоставлены Станиславом Ломакиным.