13:20

«Из тюбиков мы уже не питаемся»: космонавт Андрей Борисенко ответил на вопросы «Клопс»

  1. Калининград
Андрей Борисенко  | Фото: пресс-служба компании «Триколор»
Андрей Борисенко. Фото: пресс-служба компании «Триколор»

В 2024 году отмечаются круглые даты, связанные с освоением космоса: в 1959-м к Луне были запущены автоматические межпланетные станции, одна из них сфотографировала обратную сторону спутника Земли. До полёта Гагарина оставалось всего 2 года. С тех пор космонавтика стремительно развивается. Как теперь устроена жизнь на МКС, «Клопс» рассказал лётчик-космонавт Андрей Борисенко. 

Что едят в космосе?

Космонавты уже не питаются из тюбиков, в такой форме остались только мёд и специи. На МКС едят готовую еду в сублимированном или консервированном виде. 

«Во время полёта мы пшеницу вырастили, а американские коллеги — обычный салат, и он ничем не отличается от земного. Но сам факт, что съел что-то, выращенное в космосе, привело в восторг и унесло на 50 лет вперёд, в будущее, где можно выращивать в космосе не только зелень», — поделился Борисенко.  

Самой любимой едой космонавта на орбите была обычная овсянка. «На Земле я её вообще не ем», — добавил собеседник «Клопс».

Берут ли в космос мобильники?

В космосе связи нет совсем, поэтому телефоны с собой не берут. На МКС они становятся обычным «камнем», который даже для фотографий не подходит —  для этого есть профессиональное оборудование. 

«Выйти в интернет в космосе можно. Я даже проводил эксперимент: зашёл на сайт банка и перевёл деньги, жена с Земли сказала мне код-пароль. Всё сработало», — рассказал Борисенко.  

Сколько времени нужно, чтобы привыкнуть к земному притяжению?

За две недели до спуска на Землю члены МКС носят костюм «Чибис», который моделирует земное притяжение и обеспечивает приток крови от верхней части тела к нижней. Если физически ещё можно  как-то подготовиться к возвращению, то психологически всё труднее. За время жизни на МКС вырабатывается определённая система действий: если положил что-то на стол, то надо чем-то это прижать, помазок для бритья — повесить, чтобы не улетел. И всё это лётчики продолжают делать первое время после возвращения. 

«Где-то недели две после длительного полёта мы уже чувствуем себя огурцом и готовы снова лететь на орбиту, но это субъективное ощущение. Но на самом деле на полную адаптацию требуется столько времени, сколько провели в космосе», — объяснил Борисенко. 

Не все параметры восстанавливаются. После длительного полёта, кальций в небольших количествах навсегда выводится из костей. «Но это никак не мешает нашей обычной жизни после ухода из профессии», — добавил Андрей Борисенко.

Что видно из космоса?

Не все крупные объекты можно разглядеть с такой высоты. «Великая Китайская стена из космоса не видна — я её так и не смог найти и рассмотреть. Пирамиды Хеопса видны, но когда солнце невысоко. Их достаточно легко найти из-за теней. Ещё очень хорошо видна Ниагара, особенно эта пена в воде», — Борисенко добавил, что Землю они разглядывают с помощью профессиональных камер. 

Можно ли создать искусственную гравитацию, как в фильмах?

Есть специальные ботинки, которые не дают взлететь: «Только нет смысла фиксировать себя. Состояние невесомости — замечательная возможность. Так очень удобно что-то ремонтировать или делать фотографии Земли. Единственное — жалеешь, что хвоста нет. Дополнительная точка опоры не помешала бы», — поделился Андрей Борисенко. 

По словам космонавта, благодаря невесомости они не успевают сильно устать за день и для сна хватает пять часов: «Физической нагрузки нет, только психологическая. И этого времени хватает разгрузить голову».   

Как складываются отношения внутри международного экипажа?

Пространство станции делится только с точки зрения эксплуатации систем, перемещаться можно без ограничений. 

«Есть неписаные правила, которые мы соблюдаем. Например, если на российском или американском сегменте проходит эксперимент, то другие коллеги стараются не появляться в этом пространстве. Но не потому, что это запрещено, а чтобы  случайно не нарушить эксперимент», — уточнил космонавт. 

Есть и техническое правило: не залетать на корабль коллег, который стоит на стыковочной станции. Посмотреть, как всё устроено у соседей, можно в сопровождении члена их экипажа и если командир дал добро.

«Сделано так, потому что можно совершенно случайно и даже не подозревая этого нажать какую-то кнопку и создать неполадки. Опытный член экипажа, который прилетел на этом корабле, сразу поймёт, в чём проблема и устранит последствия», — объяснил правила Андрей Борисенко. 

Справка

Космонавт-испытатель Андрей Борисенко летал на МКС дважды. Первый раз в 2011 году провёл в космосе более пяти месяцев, во второй — шесть. Имеет звание Героя России. Ушёл из профессии по состоянию здоровья в 2021 году. Женат, есть сын.

Благодарим компанию «Триколор» за помощь в организации интервью во время «Телеком Интенсива» в Санкт-Петербурге.

Радиолюбители Калининграда созвонились с космонавтами, которые пребывали на орбите.