Музыкальную карту Калининграда-Кенигсберга исследует Кафедральный собор.
Калининград и орган — две вещи нераздельные. В Кёнигсберге духовых «оркестров» разной величины было больше двухсот. Сегодня в области их одиннадцать, но органный концерт — первый пункт в чек-листе любого туриста. Знаете, как всё начиналось?
44 года назад в здании кирхи Святого семейства, которую спроектировал Фридрих Хайтман (тот самый, что дал жизнь кирхе Королевы Луизы, церкви Святого Адальберта, виллам Амалиенау), открыли концертный зал. В Кёнигсберге кирха появилась в 1907 году и использовалась для служб в честь радостных событий: венчания, крещения и других. Участником их, конечно, был орган.
Войну, к сожалению, он не пережил. Кирха пережила, и после реставрации, концертов симфонической, камерной музыки под её сводами вновь возник сложно устроенный, необыкновенный инструмент. Случилось это благодаря главному энтузиасту органного искусства в СССР, знаменитому музыканту Гарри Гродбергу, который за несколько десятков лет увеличил число органов в Союзе с 7 до 70.
Гродберг был не только артистом, но заместителем председателя Органного совета при Министерстве культуры СССР. Чуть ли не первое, что он сделал на этой должности, — договорился об установке чешского органа «Ригер-Клосс» в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Московской филармонии.
Орган той же фирмы появился в филармонии калининградской в 1982 году. Его привезли из города Крнова, собирали и настраивали чешские мастера. Контролировал процесс сам Гродберг. Он очень трепетно относился к инструментам и нередко лично представлял их слушателю на сольном концерте.
«Орган — не рояль, который можно двигать или даже возить за собой, — говорит директор Калининградской филармонии Виктор Бобков. — Его строят под конкретную акустику конкретного зала. Он должен быть выверен до микрона. Калининградской филармонии невероятно повезло, что установкой инструмента руководил Гарри Гродберг. Он знал всё. Чувствовал всё. Не принимал орган несколько месяцев — при том, что мастера работали на совесть. Проверял все регистры: „Нет, всё это нужно поменять, переделать“. Не подписывал акт, пока не добился того, чтобы инструмент звучал идеально».
Внутри чешского органа, который и сегодня стоит в зале филармонии, хотя фирмы-производителя уже не существует, — 3600 труб, объединённых в 44 регистра. Музыканту доступны три мануала (так называют ручную клавиатуру). Услышать, как он звучит, калининградцам впервые довелось 19 ноября 1982 года. Тогда Гарри Гродберг, удовлетворённый состоянием инструмента, дал свой первый концерт в Калининграде.
«Я вела этот концерт в 1982 году, — рассказывает музыковед Елена Романова. — Программу, к сожалению, уже не помню. Но очередь за билетами стояла до самой улицы Багратиона. Не могла своим знакомым купить, не поверите! Публика находилась в состоянии восторга и… полного недоумения, потому что органа у нас не слышали.
Позже мы стали больше рассказывать об особенностях инструмента, о классической музыке, её формах. Эти программы пользовались большой популярностью: на них приезжали целыми предприятиями».
«Помню, когда в Калининграде проходил чемпионат мира по футболу, — говорит Виктор Бобков, — вышла забавная история. Прихожу как-то в филармонию утром — сидят двое полицейских: их тогда много прислали из других городов. В зале как раз репетиция шла, я и пригласил их послушать. На следующее утро прихожу — человек 20 сидит: „Можно мы орган послушаем?“ Не у всех в посёлках были органы. Они хотели посмотреть, послушать и дома рассказать, что это такое».
Первым органным концертом, который посетил Виктор Бобков в семидесятых, тоже был концерт Гарри Гродберга.
«Я и подумать не мог, что буду когда-то общаться с небожителем, — рассказывает директор Калининградской филармонии. — А в том, что за органом был Гарри Яковлевич, нет ничего удивительного. Пластинка с записью Токкаты и фуги ре минор Баха в исполнении Гарри Гродберга и портрет Хемингуэя на стене — это приметы оттепели. Музыка звучала в каждой интеллигентной семье. Это была первая запись, сделанная легендарным музыкантом. Это был хит».
«Хитом» Токкату и фугу ре минор можно назвать во все времена. Для многих с неё начинается орган. И Калининград.
Фото: Из архива Калининградской филармонии, pastvu.com.