21 мая калининградский спасатель спустился с крыши девятиэтажки на Буткова и ловко спихнул с подоконника внутрь подъезда мужчину, грозившего спрыгнуть. Стоящие внизу люди аплодировали. Героя зовут Алексей Хоменко, он рассказал «Клопс» об ЧП и другой своей работе.
Во вторник вечером дежурному ГО и ЧС поступил звонок о неадекватном человеке, который разбил стекло и устроился на подоконнике. На вызов помчались четверо спасателей.
Когда мы въехали во двор, сразу увидели его. Голая спина торчала на улицу, он сидел на корточках. Руки в крови — порезался, разбив окно.
Что-то выкрикивал, говорил, что прыгнет, если кто-то попробует войти в подъезд», — рассказывает Алексей.
Полицейские и сотрудники МЧС пытались найти знакомых или родных парня — надеялись на «мирные переговоры». А «прыгун» тем временем всё больше раздражался.
«У наших коллег из пожарной спецчасти есть машина с выдвижной лестницей. Думали воспользоваться ею, но поняли, что это невозможно сделать незаметно для прыгуна. Начали рассматривать другие варианты», — вспоминает спасатель.
Крыша жестяная — ступать приходилось тихо
Сотрудники других экстренных служб пытались вступить в переговоры. Кто-то прятался у дверей лифта, ждал на восьмом этаже.
«Как только создавалась толпа, прыгун агрессировал. К нему смогли подойти начальник караула спецчасти и девушка-психолог. С первым завязался диалог, но уговоры слезть с окна ни к чему не приводили», — рассказывает Хоменко.
Алексей и его коллеги решили подняться на крышу и втолкнуть мужчину внутрь. Тот сидел на последнем, техническом этаже. Пройти на чердак незаметно было невозможно.
Мы поднялись на лифте и зашли в квартиру, которую мужчина не видел из-за стены. Хорошо, что хозяева были дома.
Уже с балкона мы с коллегой поднялись на крышу», — рассказывает собеседник «Клопс».
Хоменко давно занимается промышленным альпинизмом. Объясняет, что спуск по тросу происходит при помощи специального механизма.
«Рычаг, как в автомобиле, сильнее натягиваешь его — быстрее скорость спуска. В нужный момент сам дёргаешь рычаг и останавливаешься.
Коллега сверху меня страховал и следил, чтобы верёвки не упали вниз и парень их не заметил».
Крыша по периметру обшита жестью. Чтобы не греметь, приходилось ступать очень осторожно.
«Мы боялись, что спускаться придётся «с прыжка» — есть такой термин. Тогда верёвка ударила бы по жести — он бы услышал. Могло бы ничего не получиться», — объсняет Алексей.
Страховали коллеги
И вот самый ответственный момент. Несколько секунд — и всё было кончено. Люди внизу зааплодировали, коллеги Алексея восторженно закричали.
«Я втолкнул его внутрь, сам следом забрался в окно.
Его тут же скрутили, а он заныл, как нашкодивший подросток.
Жалобно кричал, мол, помогите, спасите. Полицейские его передали спецбригаде скорой помощи», — рассказывает герой.
На вопрос, почему именно он спускался с крыши, Алексей объясняет, что опыта у него больше, хотя все ребята тренируются и имеют навыки альпинистов.
«Но в этой ситуации нельзя было ошибиться. Я был старшим смены, можно сказать, сам себя назначил — не хотел рисковать жизнями своих сотрудников. Да и без них я, разумеется, не справился бы. Один меня страховал на крыше, второй был в подъезде и в любой момент готов был кинуться на помощь. Третий координировал по радиостанции — выбрал нужный момент, когда парень отвлечётся на беседу с теми, кто в подъезде», — говорит Алексей.
Алексею 44 года, у него высшее образование. Специальность — тренер-преподаватель физической культуры и спорта. Увлекается промышленным альпинизмом. Женат, дочери пять лет.
Такой случай — первый в практике
На вопрос о премии за спасение человека Алексей скромно отвечает: «Не знаю, не я решаю! Обычно нас поощряют по итогам года».
Он признаётся, что за 18 лет работы в ГО и ЧС это первый такой случай. 90% выездов — это переноска больных в тяжёлом состоянии, с большим весом.
«Помогаем на ДТП — кстати, в то же утро на Энергетиков столкнулись грузовик и легковушка. В машине было газовое оборудование, перекрыли баллон, ждали пожарных», — говорит Хоменко.
Чаще от звонящих можно услышать: «захлопнулась входная дверь, а внутри ребёнок»; «не могу с пальца снять кольцо»; «рука или нога застряла в оборудовании».
«Тем летом коллеги вынимали ногу девочки из фонтана.
Пару раз доставали автомобили из Преголи и канала под Калининградом.
Были водолазные работы по поиску вещдоков в Голубых озёрах. Доставали людей, провалившихся под лёд. Как-то спасли собаку, почти сутки просидевшую под бетонной плитой в мороз. Конечно, башенный кран для дворняги вызвать не будут! Мы там провозились четыре часа, подняли плиту гидравлическим инструментом, вытащили пса», — вспоминает Алексей.
Самый горячий сезон для спасателей — купальный. На калининградских озёрах будет семь постов: «Самая «насыщенная программа» — на Пелавском и «Мечте». На первом — скопление местного контингента, на второе люди приезжают с ночёвкой, пьют, а алкоголь всегда делает своё дело».
ЧП на Буткова произошло вечером 21 мая. Полуголый мужчина почти час восседал на корточках на подоконнике девятого этажа. Мужчину и его чудесное спасение сняли очевидцы.