Антон Алиханов возвращается в Москву, где возглавит Минпромторг — министерство, в котором он когда-то руководил депаратаментом. «Клопс» вспомнил, что сделал Алиханов за 7 с половиной лет на посту губернатора региона и что не успел.
Онкоцентр
Строительство должно было начаться в 2017 году. Планировалось закончить все работы за год, но и к маю 2024-го медучреждение ещё не открыло свои двери для пациентов.
Первые проблемы на стройке начались в конце 2019 года, когда суд арестовал счёт генподрядчика, ООО «Артель», из-за обвинений в хищении бюджетных средств. Алиханов высказался в адрес недобросовестных строителей:
У нас есть чем испортить кровь этим людям».
Следующий подрядчик, компания «Пэтруско», отставал от графика, срывал сроки и платил неустойки. С 2022 года число рабочих и смен увеличилось. Общая стоимость объекта составила 4,63 млрд рублей.
Дом Советов
В начале своего губернаторства Алиханов заявлял, что разумно будет достроить Дом Советов. Инвесторы обещали приступить к реконструкции в ноябре 2017 года. К 2020-му позиция властей поменялась: было принято решение, что заброшку демонтируют и «возведут заново». Но уже в 2021-м судьба гиганта была решена. Что касается освободившейся территории, то тут Антон Алиханов высказался жёстко:
Давайте прекращать дебаты и начинать делать парк».
На протяжении всех споров о судьбе Центральной площади Алиханов не менял мнение о восстановлении Королевского замка: «Новодела не будет».
Газ в Балтийске
Газифицировать Балтийск планировалось к 2022 году. В 2019-м для Алиханова это был «вопрос чести», но экспертиза и строительство котельных затянулись.
Зимой 2021-2022 года у нас уже будет газ в Балтийске», — обещал экс-губернатор.
В последний раз теперь уже бывший губернатор обещал, что отопительный сезон-2024 балтийцы встретят с газом.
Мосты и дороги
В 2019 году Калининградская область попала в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Самая протяжённая из отремонтированных трасс — Калининград — Полесск. В региональном центре привели в порядок несколько крупных улиц — Черняховского, Катина, Портовую, Автомобильную, Нарвскую. Алиханов поддержал позицию гороских властей, которые не церемонились с бракоделами.
На Нарвской устроили шоу целое с тротуарами. Я сам проехал, посмотрел, хуже всего сделано», — говорил глава региона в 2018 году.
При Алиханове возобновилось строительство Приморского кольца. Сейчас реализуется седьмая очередь, которая соединит Светлогорск и Янтарный.
Северный обход планировали завершить ещё в 2020 году. Закончен участок от Невского до Советского проспекта, строится новая дорога до проспекта Победы.
О строительстве дублёра двухъярусного моста Алиханов говорил ещё и в свой первый губернаторский срок. Проект нового шестиполосного путепровода появился в 2021 году. К маю 2024-го возвели первые две башни ж/д моста, следующим этапом будет монтаж в них машинного зала.
Промышленность
При Алиханове в регионе появились индустриальные парки, два из которых, «Храброво» и «Черняховск», добавили на инвестиционную карту России. На этом ресурсе собраны сведения, позволяющие бизнесу выбрать земельный участок под любой проект.
- В регион пришёл крупный инвестор — «Росатом» строит в Неманском районе гигафабрику по производству литийионных батарей для общественного транспорта и электромобилей. Завод должен открыться в III квартале 2025 г. Будет расти и сеть зарядных станций. Алиханов прогнозировал:
Новый проект «Росатома» и его кооперация с «Автотором» способны создать сотни рабочих мест».
Лидером промышленного производства в регионе остаётся «Автотор», где теперь собирают машины китайских брендов. На этом же предприятии выпускают калининградские «теслы». Они будут работать на тех самых аккумуляторах с неманского завода.
Туризм и культура
Оживился восток области. Бизнесмены обратили внимание на разрушенные замки и кирхи, в регионе появились модные глэмпинги, преобразились Черняховск и Железнодорожный.
Одно из первых ярких высказываний Алиханова были связаны с торговым «шанхаем» возле Музея янтаря:
Мне надо, чтобы с точки зрения визуальной прекратилась эта янтарная порнография».
На острове в Калининграде открылся филиал Третьяковской галереи, возводится филиал Большого театра.
Корпус Музея Мирового океана «Планета Океан» начали строить в 2013 году и планировали завершить к чемпионату мира по футболу. Сроки постоянно переносились, последней датой стал 2024-й. За всё это время сменились и подрядчики, и заказчик.
Большие планы по-прежнему связаны и с развитием побережья. В Светлогорске достраивают вторую часть променада, а вот пляжи, похоже, здесь появятся нескоро. В 2018 году здесь ставили экспериментальные буны для защиты берега.
Объект должен быть защищён от агрессии моря. Также к этому времени (июню 2018-го — ред.) должен появиться и пляж», — прогнозировал Алиханов.
Круглогодичный курорт «Белая дюна» под Янтарным обойдётся в 416 млрд рублей. Проектировать и создавать инфраструктуру будут до 2030 года, строить — до конца 2033-го.
Велодорожки
Говоря о развитии транспортной инфраструктуры в Калининграде, Алиханов как-то заявил:
Строительство велодорожек — это блажь».
Губернатор имел в виду, что в глобальном смысле велосипеды проблему не решат, но заниматься вопросом нужно. Велодорожек прибавилось и в Калининграде, и в области.
В 2023 году закончили первый этап маршрута «От косы до косы»: от Зеленоградска до Приморья. Дальше велодорожка пойдёт до Балтийска. По мнению Алиханова, среди очевидных плюсов такого подхода — защита пляжей от нелегальных автопарковок.
Паромное сообщение
В последние годы Калининградская область испытывает все тяготы изоляции от «большой» России. Сначала пандемия, потом СВО существенно изменили нашу жизнь. Возможность сухопутного транзита через Литву сокращается с каждым годом. И такое поведение соседнего государства к анклаву, по словам экс-губернатора, было невыгодно только для Литвы.
Система эта совершенно беззаконная и идиотическая с точки зрения логики <...> Это приведет просто к смерти Литовских железных дорог в какой-то обозримой перспективе», — уверял Алиханов.
Единственным эффективным решением стало паромное сообщение, которое позволит калининградскому транзиту не зависеть от решения Литовских властей. Сейчас из Балтийска в Ленобласть регулярно ходит 24 парома, началось строительство ещё двух.
Морской терминал в Пионерском, который тоже сможет принимать грузовые паромы, обещают запустить летом 2024 года.
Путин подписал указ о назначении Алиханова министром промышленности и торговли РФ.