12:09
erid: 2SDnjcMtYxR

Игорь Ли: Эстакадный парк над Московским проспектом и транспорт под землёй

  1. Калининград
Иллюстрации предоставлены Игорем Ли
Иллюстрации предоставлены Игорем Ли.

Председатель калининградского отделения Союза архитекторов России, архитектор Игорь Ли поделился с «Клопс» собственным проектом застройки территории у Дома Советов.

Многолетние дебаты о застройке Центральной площади, где сейчас происходит демонтаж Дома Советов, кажется, ни к чему не привели. Несколько проектов, представленных горожанам, находили как сторонников, так и противников, и решение, которое устраивало бы большинство, отложено на неопределённое время. Однако идеи и мысли, как обустроить территорию, давно похожую на пустырь, с одиноким и теперь уже обезглавленным символом Калининграда, не перестают посещать архитекторов. Один из известных архитекторов Калининграда, председатель калининградского отделения Союза архитекторов России Игорь Ли представил собственное видение того, что можно сделать в центре города, отвечая запросам горожан.

Игорь Ли: Эстакадный парк над Московским проспектом и транспорт под землёй - Новости Калининграда | Фото: Татьяна Мозжухина
Фото: Татьяна Мозжухина

«Прошлым летом прошёл архитектурный конкурс на лучшую концепцию застройки. К сожалению, первого места какому-либо проекту не присудили. Определили два вторых места, а это означает, что вопрос по-прежнему остаётся открытым. Ясности в этом деле никакой нет, а мнений много. Вот и мне пришла мысль изложить свою точку зрения, чего я раньше никогда не делал. Вдохновились и мои сотрудники, и через два варианта мы пришли к тому, что видно на эскизах и в видеоролике», — говорит Игорь Ли.

К прошлогоднему архитектурному конкурсу провели социологическое исследование на тему того, что хотят видеть жители города на территории у Дома Советов. Некоторыми результатами архитектор руководствовался, разрабатывая свой проект.

«Нужно сказать, что меня результаты этого исследования, с одной стороны, несколько удивили, с другой стороны, изрядно вдохновили. Горожане хотят зелёное пешеходное пространство, не хотят, чтобы там находились жилые дома, торговые центры и в любом виде какие-то огороженные территории. То есть место должно быть общественным и общедоступным — это аргумент. Кроме того, мы поставили для себя следующую задачу. Вот у нас Верхнее озеро, Нижнее озеро, остров Канта. И сегодняшняя территория, которая значится в генплане Калининграда как Центральная площадь, по сути, является камнем преткновения. Мы хотели обеспечить связь с водоёмами, то есть создать — назовём его рекреационно-туристический — маршрут „Север — Юг“, связывающий Нижний пруд и остров Канта без риска попасть под машину. По этому маршруту можно будет совершенно беспрепятственно гулять. Это и есть идея проекта», — объясняет Ли.

В его проектном решении территория условно делится на две части. Первая — это так называемый археологический парк, территория бывшего Королевского замка. Здесь предлагается создать музейный комплекс, посвящённый богатейшей истории города, начиная с его основания.

«Территорию, где демонтируется Дом Советов, и часть Московского проспекта мы предлагаем накрыть небольшим эстакадным парком, чтобы можно было перейти на территорию бывшего Альтштадта и потом, через пешеходный мостик, выйти на остров Канта. Плюс, естественно, подземный переход под улицей Шевченко от набережной Нижнего пруда к Центральной площади. Все эти перепады продублированы подъёмниками для маломобильных групп населения», — рассказывает архитектор.

Иллюстрации предоставлены Игорем Ли.

Вторая задача, которую ставила проектная группа, — сделать территорию пешеходной. Горожане мечтают о пешеходной улице в Калининграде, но пока эту мечту удалось осуществить только на улице профессора Баранова, и то отчасти.

«Мы предлагаем разместить транспорт под землёй, нарисовали целых 450 парковочных мест и подземный внутриквартальный проезд, три эстакады для спуска по улице Шевченко и один выезд на месте существующей автозаправочной станции на Московский проспект».

Таким образом решается проблема обеспечения пешеходности территории, она будет достаточно изолированной от городской суеты, движения, выхлопных газов и даже осадков.

Из последнего желания — защитить горожан от переменчивой калининградской погоды — возникла идея крытой улицы. На это архитектора вдохновили такие примеры, как крытые универмаги конца XIX века: ГУМ в Москве, «Пассаж» в Петербурге или галерея Виктора Эммануила в Милане между Соборной площадью и площадью театра Ла Скала. Решение разработчиков видно на эскизах и видео.

Следующая идея — эстакадный парк над Московским проспекто

Иллюстрации предоставлены Игорем Ли.

«Мы решили сделать его не просто мостиком, а именно парком по эстакаде. Пока эскизно предлагаем одну сторону отдать детям — нарисовали там условную классическую карусельку, — пока родители пьют кофе и общаются. А другую сторону эстакадного моста хотим отдать молодым начинающим артистам, художникам, живому уличному искусству».

По поводу предложения убрать Московский проспект в тоннель архитектор Игорь Ли говорит:

«Когда-то это случится. Демонтируют эстакаду Ленинского проспекта, вернут её на отметку земли, то есть рельефа. Это возможно, только опустив Московский проспект в тоннель. Очень дорогая работа, которая, кстати, надолго перекроет движение. Наш проект всем этим возможным в будущем мероприятиям никак не препятствует по причине той самой эстакады. Мы ставим опоры, причём не по проезжей части, а по разделительной полосе. Плюс есть зелёные полосы за тротуарами, где также можно установить опоры. По ним пропустить железобетонные балки, сделать перекрытие и разбить упомянутый эстакадный парк. Если бы такое решение в дальнейшем было принято, то само наличие такого парка над оживлённейшим Московским проспектом имело бы интересный, какой-то даже театральный эффект. Там было бы интересно находиться».