Прошло два года с тех пор, как в торговых центрах в России начали закрываться магазины брендовой одежды. Но для калининградских стилистов и модниц это не только не стало проблемой, но и помогло им открыть своего рода второе дыхание. Представители сферы моды рассказали «Клопс», где они теперь находят стильные вещи и новые идеи.
Не стало проблемой
«Сейчас существует настолько огромный выбор, какого и не было до ухода мировых брендов», — убеждена калининградский стилист Анастасия Стоякина.
Российские марки после ухода мировых брендов очень быстро сориентировались в ситуации и с каждым сезоном и коллекцией становятся всё лучше и лучше. Они начали вкладываться и приглашать стилистов для стилизации лукбуков (от англ. «lookbook», «каталог» — визуальная брошюра, презентующая одежду, обувь и аксессуары конкретного бренда, — прим. ред.), что, разумеется, влияет на продвижение марки и лояльность клиентов, отметила Анастасия.
«Стали уделять больше внимания качеству изделия, составу ткани, что тоже, конечно, очень важно. На самом деле у нас огромное множество классных брендов: как российских, так и именно локальных», — дополнила стилист.
Такую точку зрения разделяет и модный эксперт Елизавета Евсеева.
«"Зары" порою не хватает, но это не проблема», — говорит она.
«Сешки», апсайклинг, ресайклинг и «Авито»
На смену брендовым бутикам пришли различные сервисы, которые позволяют купить одежду онлайн. При этом самые изобретательные модницы ищут возможности в комбинаторике и переосмыслении вещей.
Стилист Елизавета Евсеева открыла для себя культуру апсайклинга (от англ. «upcycling», «более широкое применение» — творческая переработка старых вещей, — прим. ред.). Её смысл в том, чтобы использовать старые и вышедшие из моды предметы одежды и комбинировать их между собой, создавая уникальные ансамбли.
Своих клиентов специалист одевает исключительно в «сешках» (секонд-хендах, — прим. ред.) и винтажных магазинах. Второе, впрочем, совсем недавно — с возвращением в моду атрибутов нулевых и желанием выглядеть аутентично.
За такую возможность люди отдают большие деньги. Но платить они готовы именно за эксклюзивные вещи того времени, а не за современную стилизацию. Так называемых «винтажников», говорит Елизавета, ищут через сервисы «Авито». Иногда там можно обнаружить вещь с историей за очень приятную цену.
Анастасия Стоякина также отметила выросшую популярность ресейл-площадок (от англ. «resale», «перепродажа», — прим. ред.) и маркетплейсов. Раньше, когда выбор вещей в сегменте масс-маркета был огромным, они оставались на периферии. А теперь появились даже специализированные интернет-сайты для поклонников секонд-хенда. Там не только тщательно приводят в порядок, отстирывают и при необходимости ремонтируют вещи, но и могут подобрать в соответствии с запросом клиента ту или иную фактуру или цвет и даже марку.
«Это очень удобно, а в случае с ресейл-площадками — так ещё и очень экологично, потому что одежда и аксессуары приобретают новую жизнь <...> В секонд-хендах можно найти то, что вообще не купишь в магазине», — рассказывает стилист.
Её поддерживает 25-летняя Мария, для которой увлечение модой стало не просто хобби, но одной из самых важных сфер жизни. Девушка тоже покупает вещи и в секонд-хендах, и на «Авито», и на китайских площадках в интернете. По её словам, подбор новых образов никогда ещё не был настолько занимательным. Ведь заранее не знаешь, что тебе удастся отыскать: ультратрендовую вещь или достойную базовую одежду люксового качества.
А вот калининградка Екатерина, считающая себя заядлым шопоголиком, всё же не доверяет ни секонд-хендам, ни китайским маркетплейсам. Она заказывает услуги байера (от англ. «buy», «покупать». Байер — специалист, помогающий купить товары за рубежом и доставить их в Россию, — прим. ред.).
Такой способ сильнее бьёт по карману, потому что приходится доплачивать за одежду с разницей курса и компенсировать недешёвую доставку. Но Екатерина не считает затраты проблемой, если на кону стоит шанс приобрести по-настоящему достойную вещь.
Стали ярче, интереснее и изобретательнее
На вопрос о том, принёс ли уход брендов с российского рынка новые сложности стилистам и их клиентам, Елизавета Евсеева ответила, что это событие, наоборот, позволило людям выглядеть интереснее. Индивидуальности в образах стало больше.
И это правда: по многим калининградкам можно заметить, что сейчас они стали особенно ценить неповторимость. Эклектика плотно закрепилась в гардеробах: умение сочетать разные стили и эпохи — это высший пилотаж.
«Я считаю, что сейчас мы живём в условиях, которые открывают ещё больше путей для самовыражения», — уверена стилист-любитель Мария.
Благодаря изменившемуся рынку, процесс подбора одежды стал для некоторых даже чем-то вроде личной терапии. А ещё дал возможность заявить о себе. Елизавета Евсеева, помимо работы стилистом, занялась собственными модными проектами. Недавно у неё прошёл показ мод в пространстве «Заря». Молодой дизайнер отметила, что для неё это был захватывающий и очень интересный опыт, который она бы с удовольствием повторила ещё.
Её коллеги разделяют такой взгляд. Мода — лучшее лекарство от хандры и депрессии.
«Я пришла в профессию, чтобы делать людей красивее, счастливее, и, главное, — увереннее в себе», — говорит Анастасия Стоякина.
Стилист рассказала, что будет в моде в 2024 году.