В Калининграде хирург спас строителю правую руку, пришив отрезанные циркулярной пилой пальцы. Корреспонденты «Клопс» встретились с героями этой истории.
15 марта 41-летний Антон приехал помочь другу в СНТ под Зеленоградском. Пилил дрова возле дома, у циркулярки заедал защитный диск.
«В какой-то момент дровину закусило, и руку кинуло прямо на пилу. Пальцы повисли буквально кусками на лоскутах мяса и кожи, я был весь в крови. Орал так, что охрип. Всё, что осталось от конечности, обмотал робой, больше под рукой ничего не было. Друг вызвал скорую, так и ехал в больницу. Думал, от боли с ума сойду», — вспоминает Антон.
Мужчина был в шоке: лишиться руки для него, строителя, просто катастрофа. Медики успокаивали: всё будет хорошо, пальцы восстановим.
Боялись инфекции и некроза
В БСМП пациента принял травматолог-ортопед Евгений Кавун.
Выглядело всё так, будто рука попала в мясорубку.
Кости двух пальцев сломаны, висели на кожных тонких лоскутах. Пациента забрали в операционную, работали с ним больше двух часов», — вспоминает врач.
По словам доктора, главное, чего опасаются медики при таких травмах, — инфекционные осложнения, повреждение сосудов, нарушение кровоснабжения, некроз, который приведёт к гангрене и ампутации.
«Мужчине провели хирургическую обработку ран, восстановили костные структуры, мягкотканные структуры, сшили сухожилия, чтобы пальцы в перспективе могли двигаться, сгибаться. Уже сегодня у него всё в порядке, чувствительность восстанавливается», — рассказывает доктор.
Антон подтверждает, что в ночь на 19 марта впервые за эти дни почувствовал кончики пальцев.
Появились ощущения как от электрических разрядов. Я стал чувствовать все четыре пальца.
До этого их как будто вовсе не было», — говорит пациент.
Вторым этапом лечения, по словам Евгения Кавуна, будет операция по сшиванию нервов, если пальцы полностью не восстановятся после первой.
«Хирургическая часть — это лишь маленькая часть лечения. Намного сложнее — реабилитация. Возвращение деятельности восстановленных конечностей занимает многие месяцы, а то и годы», — поясняет врач.
Стеклом обрубило запястье
Евгений Кавун говорит, что спасать конечности приходится довольно часто. В декабре 2023 года поступил пациент, которому осколком разбитой стеклянной двери посекло запястье. Были перебиты все мягкие ткани до кости.
«Запястье — это самое сложно повреждение. Там проходит двенадцать сухожилий, которые отвечают за сгибательную функцию, проходит два нерва. У потерпевшего были повреждены все структуры.
Операция длилась больше пяти часов. Травматологи восстановили сухожилия, а нейрохирург под микроскопом ушивал два нерва.
Сейчас пациент наблюдается у нас и занимается с кистевым терапевтом, чтобы восстановить функции руки. У него есть положительная динамика, пальцы сгибаются, возвращается чувствительность, появляется сила хвата кисти — это самое главное», — говорит доктор.
По словам Евгения Кавуна, самое страшное при таких травмах — гангрена и сепсис. В сложных случаях приходится жертвовать конечностью.
«Операции по ампутации делаем крайне редко. Сложный случай был пару лет назад. На производстве у рабочего руку зажало станком — конечность оторвало до локтя.
Ткани были полностью размозжены и загрязнены. Руку буквально перемолотило.
Тут оставалось только сохранить функциональную культю», — говорит доктор.
Что делать при несчастном случае
При подобных травмах доктор советует не погружать конечность в лёд, чтобы избежать некроза — из-за холодовой травмы сосуды погибнут.
Отчленённый сегмент нужно опустить в пакет с прохладной водой (чуть ниже комнатной температуры) или завернуть в стерильные увлажнённые салфетки, а затем в пакет. Наполнить другой пакет холодной водой или льдом и погрузить в него первый, чтобы не было прямого контакта с холодом. После этого пациенту нужно как можно скорее попасть в больницу.
«Ни в коем случае нельзя помещать конечности в антисептик, спирт или алкоголь», — добавляет врач.