09:42

Цифровая стройка: как создают виртуальный мир в новом кампусе БФУ им. И. Канта

  1. Калининград
Цифровая стройка: как создают виртуальный мир в новом кампусе БФУ им. И. Канта - Новости Калининграда

Балтийский федеральный университет им. И. Канта приступил к созданию цифровой среды строящегося кампуса. Что это даст студентам и преподавателям, «Клопс» рассказал директор Центра управления проектами развития университета Анастасия Русакова.

Цифровая стройка: как создают виртуальный мир в новом кампусе БФУ им. И. Канта - Новости Калининграда

Задачу по созданию не менее 25 кампусов мирового уровня до 2030 года поставил президент России Владимир Владимирович Путин. Проект по созданию кампусов — часть национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России.

«Цифра — это не только инструменты. Цифра — это и есть образование»

— Анастасия, зачем в принципе учебному заведению цифровая оболочка?

— Очевидно, что современный университет —  это не только стены, а под инфраструктурой понимается не только физическая оболочка. Университетские люди создают знания и делают открытия чаще всего через кооперацию, коммуникацию и взаимообогащение, поэтому университет должен быть устроен так, чтобы, независимо от дисциплинарной принадлежности, люди могли встречаться, общаться друг с другом. Причём не только в аудиториях и физических пространствах, на лекциях или семинарах: важно организовать другие форматы.

Строительство нового кампуса — важнейшее событие для Балтийского федерального университета, однако даже самые современные корпуса и стены в чистом виде не могут удовлетворить запросы современных университетских людей. Ведь задачи, стоящие перед преподавателями, студентами, исследователями и разработчиками, кратно усложнились по сравнению с тем, что было, скажем, сто лет назад. Прочитать лекцию или сделать привычный нам конспект уже недостаточно. Для получения современного образования нужны особенные инструменты аналитики, работы с источниками информации, коммуникационные сети, логистики...  Это всё трудно представить без цифровой среды, а вот она как раз и позволяет реализовывать вещи, невозможные в исключительно физическом мире. Команда БФУ прикладывает большие усилия для её грамотного проектирования, и это, поверьте, очень сложный процесс.

Хотя есть и более простые варианты: можно, допустим, приобрести набор готовых цифровых инструментов и решений. Например, установить просто корпоративный мессенджер, сервисы, закупить VR... Но есть подозрение, что цифровая среда в какой-то момент перестаёт быть просто инструментом для физической среды. Мы исходим из гипотезы, что цифровая оболочка сама по себе способна производить другой тип исследователей, другой тип разработчиков, другой тип профессионалов, в конечном итоге — другой тип выпускников Балтийского федерального. В общем, цифра — это не только инструменты. Цифра — это во многом и есть современное образование.

«Цифровая оболочка ориентирована на всех университетских людей»

— Каким набором инструментов цифровой среды будет обладать студент БФУ им. И. Канта?

— Сейчас несколько преждевременно об этом говорить, потому что мы находимся на этапе проектирования, в котором участвуют все представители университетских сообществ — учёные, студенты, административные службы. Однако могу рассказать о принципах, по которым мы проектируем эту цифровую среду. Главным интересантом всего, что происходит в университете, является студент. Всё ради него и для него. Цифровая среда университета будет предоставлять набор персонифицированных сервисов, которые будут вплетены не только в студенческую повседневность, но и в интеллектуальную и социальную жизнь, смогут обеспечивать кастомизацию жизненно-образовательного маршрута. В разработке у нас есть, например, сервисы, позволяющие создать то, что мы с коллегами называем «стиль жизни БФУ»: персональные помощники, облегчающие логистику (кампус ведь будет большой), интегрирующие сервисы наших партнёров для повседневных задач — от заказа еды до банковских операций. Но есть и гораздо более сложные вещи — например, индивидуальные подборки материалов и данных под какую-то исследовательскую задачу, инструменты для аналитики или поиск сообщества единомышленников.

Безусловно, чтобы это не звучало чересчур космически, нужно понимать, что мы опираемся на уже существующие вещи. Во многом это возможно потому, что в университете ведётся интенсивная работа по созданию цифрового ландшафта, созданы и внедрены инструменты сбора данных, их структурирования и обработки. В России, кстати, многие университеты также двигаются в этом направлении. Есть понимание того, что хотят студенты, что для них ценно. Сейчас важно максимально эти две стороны — технологическую и человеческую — интегрировать.

— Что от цифровой среды получат преподаватели?

— В БФУ есть такое понятие — «университетский человек». Оно обозначено в программе развития университета и не связано ни с должностью, ни с позицией, ни с возрастом. Любой человек, оказавшийся внутри университета, таковым становится. Идея цифровой оболочки нацелена на то, чтобы человек, независимо от типа действий, которые он осуществляет в университете, мог пользоваться этим набором сервисов. Поэтому, безусловно, набор инструментов цифровой среды будет ориентирован на всех, кто является частью Балтийского федерального. Но мы начинаем проектировать именно со студента, потому что он всё-таки главный заказчик университетской среды.

— Какие сроки реализации проекта?

— Цифровая стройка идёт параллельно со строительством объектов нового кампуса, по-другому быть не может. В момент, когда стены уже построены, думать о цифровой инфраструктуре поздно. К моменту появления нового кампуса будет создана не просто гипотетическая система цифровых решений — она должна быть апробирована. И фактически новый кампус станет своего рода умным интерфейсом между физической и виртуальной реальностями. То есть тот, кто попадает в него, автоматически попадает в цифровую среду.

Yandex Cloud — технологический партнёр БФУ

Реализовать новый грандиозный проект по созданию цифровой среды БФУ им. И. Канта собирается вместе с облачной платформой Yandex Cloud. На вопросы «Клопс» ответила руководитель департамента по работе с образованием и здравоохранением компании Yandex Cloud Вероника Муравицкая.

Цифровая стройка: как создают виртуальный мир в новом кампусе БФУ им. И. Канта - Новости Калининграда

— Какую начинку будущей цифровой среды БФУ им. И. Канта готова предложить компания «Яндекс»?

— Под брендом «Яндекса» скрывается большое количество разных сервисов, которые работают с образованием как с индустрией. Это и «Яндекс Образование», и «Яндекс 360», и «Яндекс Практикум», и «Яндекс Облако», и другие сервисы. У нас есть социальная миссия — поддерживать цифровизацию университетов, а также предоставлять доступ к самым инновационным цифровым технологиям преподавателям и студентам.

Мы как Yandex Cloud работаем с университетами в рамках следующих направлений: цифровизация, образование и наука. В рамках блока «Цифровизация» мы предоставляем облачные технологии для модернизации внутренних процессов вуза (облачная инфраструктура, сервисы для разработчиков, сервисы для обеспечения информационной безопасности и многое другое). По линии «Образование» предоставляем студентам доступ к облачным сервисам — они обучаются работать на наших технологиях. Также у нас есть курсы, доступные на платформе «Яндекс Практикум», по различным сервисам «Яндекс Облака», которые можно встраивать в образовательный процесс, особенно это актуально в рамках федерального проекта «Цифровые кафедры». По линии «Наука» мы не только предоставляем инфраструктуру и вычислительные мощности для проведения научных исследований, но и поддерживаем ученых и научных исследователей грантовыми программами.

— Проект по созданию цифровой оболочки БФУ в начале пути, но какой запрос уже поступает вам от калининградского университета?

— Сейчас мы находимся на стадии обсуждения концепции. Для того чтобы построить цифровую оболочку метамира БФУ, необходимо правильно выстроить работу с данными университета: изучить данные о студентах, преподавателях, о том, как взаимодействуют университетские люди внутри учебного заведения, как и почему формируются университетские сообщества и из чего складывается тот самый, кастомизированный жизненно-образовательный маршрут студента в университете. Социальная и философская миссия проекта — понять, как сделать студента счастливее и успешнее, как дать ему те знания, которые будут нужны для его истинной реализации в будущем.

У «Яндекс Облака» много возможностей. Мы предоставляем широкий набор инструментов для вузов: это и инфраструктурные сервисы, и сервисы, обеспечивающие информационную безопасность, сервисы работы с данными и многое другое. К нам обращаются вузы с различными потребностями. Совсем скоро в университетах начнётся жаркая пора приёмной кампании — в рамках данной задачи мы предоставляем сервисы защиты от хакерских атак. Жизненно необходимо защитить и веб-ресурсы, предоставить возможность всем абитуриентам подать документы для поступления, получить необходимую информацию и т. д.

Каждый университет определяет для себя сам, что для него «цифра». Перед нами стоит задача совместно с командой БФУ определить рамки того, что будет цифровым отражением физического университета.

— Какие успешные проекты по созданию цифровой оболочки уже реализованы Yandex Cloud?

— Тот проект, который мы хотим реализовать с коллегами из БФУ, — это уникальное решение по созданию метавселенной для университетских людей, поэтому я бы сказала, что аналогичных проектов нет. Хочу подчеркнуть, что их нет не у нас в портфеле реализованных проектов, а в целом — запрос уникален по своей сути. Несмотря на схожесть задач, которые стоят перед учебными заведениями, у каждого университета свой портрет «цифры».

Помимо проектов по цифровизации мы также занимаемся проектами с научной и социальной составляющими. Один из таких проектов — изучение биоразнообразия озера Байкал. Он реализован вместе с Иркутским государственным университетом. Учёные достаточно много времени тратят на то, чтобы, взяв пробу зоопланктона, определить, какой это конкретно вид рачка. Мы вместе с университетом разработали систему, позволяющую определять автоматически, без участия человека. Условно — загружается изображение из пробы и сразу сравнивается с банком данных, накопленных за долгое время исследований озера.

Ещё один пример — вместе с научными группами четырёх факультетов МГУ запустили в Подмосковье систему мониторинга потоков парниковых газов. Для хранения и обработки этого массива данных в режиме реального времени университет использовал облачное хранилище. Общий анализ данных позволит разработать модели машинного обучения, которые смогут прогнозировать динамику эмиссии и поглощения климатически активных газов. Мы сотрудничаем со всеми вузами страны, все публичные истории успеха есть на нашем сайте. К сожалению, всего и не перечислить за короткое время.

— Не боитесь, что БФУ им. И. Канта поставит перед вами невыполнимую задачу?

— Нужно понимать нашу роль: мы предоставляем технологическую платформу, технологические сервисы, которые можно встраивать в текущий IT-ландшафт университета. Также подчеркну, что для нас нет невыполнимых задач, но самое важное, что должно быть в любой эффективной совместной работе, — это вовлечённость и заинтересованность всех участников процесса. Я уверена, что поставленная БФУ им. Канта задача и накопленные знания коллег, а также наша экспертность в построении систем работы с данными и многолетний опыт наших партнёров по внедрению аналогичного класса систем дадут тот синергетический эффект, который может привести нас к невероятным результатам и интересному совместно созданному цифровому продукту.