09:00

«Управляй будущим»: 10 лет Западному филиалу Президентской академии

  1. Калининград

25 января  2023 г. в День российского студенчества студенты Западного филиала Президентской академии стали участниками встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным. 

Ребята задали множество вопросов. Арсен Холов, председатель студсовета Западного филиала Президентской академии спросил: «Наша академия называется Президентской. Как Вы относитесь к этому названию? И ассоциируете ли Вы нашу академию с собой?»

Владимир Путин:

 Я ассоциирую это с интересами государства и с подготовкой кадров. Это важнейшее направление работы страны. Такое название не я придумал, честно говоря, но я считаю, оно должно быть в известной степени привлекательным, потому что подчёркивает направления будущей деятельности, в органах исполнительной власти. Это важное направление, и я желаю Вам успехов в будущей работе.

— Итак, самый западный кампус Президентской академии отмечает 10-летие. Давайте начнём с очень короткой исторической справки.

— Вы знаете, ситуация с нашими знаменательными датами очень интересная. Пару лет назад мы отметили 75-летие нашего колледжа, который входит в структуру филиала и который был организован в 1946 года как техникум советской торговли. Он является ровесником области. Уже с 2006 года колледж официально стал филиалом Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, с 2010 года — уже филиалом РАНХиГС после объединения РАНХ и Академии госслужбы при Президенте Российской Федерации. А в феврале 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации №131 филиал получил нынешний статус — Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

То есть наша история, как и история региона, уникальна. Сейчас самый западный кампус Президентской академии — один из динамично развивающихся вузов региона, который в феврале 2024 года отмечает 10-летие в своей новой конфигурации.

Как кампус Президентской академии мы не просто располагаемся в регионе, мы его часть, поэтому наши планы плотно «увязаны» со стратегией развития региона.

— И в чём конкретно это «увязывание»? Какова, по вашему мнению, роль Западного филиала в системе высшего образования региона?

— В нашем регионе присутствуют разные вузы: от крупного федерального университета до небольших филиалов частных вузов. Самый западный кампус Президентской академии — нишевой вуз на территории эксклавного региона, который, как и вся Академия, по словам президента России на недавней встрече с калининградскими студентами, ассоциируется у него с интересами государства. И в этом — фокус нашей деятельности. Мы видим свою миссию в формировании управленческого мышления на основе ответственности, служения людям, созидания, рефлексии. И мы делаем это на разных уровнях образования, в том числе на уровне дополнительного, работая с уже состоявшимися управленцами. Мы активно взаимодействуем с муниципалитетами, бизнесом, региональными отделениями федеральных органов исполнительной власти, имеем в бэкграунде реализованные программы дополнительного образования для Почты России, системы ретейла, аэропорта, здравоохранения и так далее.

Мы также готовим специалистов для системы управления, для таможенной службы, для индустрии гостеприимства. И вот так системно и органично встраиваемся в экономику региона. И мы не только выполняем заказ на новые компетенции со стороны наших партнёров, но и сами предопределяем потребность в этих новых компетенциях.

— Есть ли какие-то интересные проекты, не связанные напрямую с традиционным для вузов делом — подготовкой кадров?

— Для любого вуза очень важна ещё реализация так называемой третьей миссии университетов, то есть влияние на регион в широком контексте. И в этом смысле мы видим нашу роль не только в образовательном, но и в социокультурном пространстве региона. Мы, например, находимся в центре растущего микрорайона вокруг Артиллерийской улицы областного центра и вместе с другими образовательными организациями этого района и просто неравнодушными гражданами делаем многое, чтобы микрорайон не стал «человейником»: благоустраиваем территорию, заботимся о ветеранах, организуем просветительские акции, особенно для детей. На благо жителей микрорайона мы создали социально-образовательный кластер «Высшая лига Артиллерийской», куда входит Нахимовское училище, школа №58, детский сад №125.

Ещё один пример — наш уникальный просветительский проект «Янтарный свет знаний» для управленцев крупнейших предприятий региона — например, Янтарного комбината и ЗАО «Содружество — соя». Проект представляет собой научно-просветительский лекторий по актуальным проблемам и тенденциям социогуманитарного знания (культурология, история, философия, литература, культура речи, русский язык, коммуникация и др.), отражающий контекст конфликтогенного цивилизационного развития. Он направлен на просвещение взрослой аудитории. Наш опыт, кстати, показывает, как отзывается такая взыскательная аудитория на беседы о самом важном.

Искусство управлять

— Что, на ваш взгляд, важнее сейчас: знания, диплом, студенческие активности?..

— Всё это. Но не только. Известно, что образование — это обучение плюс воспитание. Поэтому важно создавать студентам максимум возможностей для саморазвития, чтобы их инвестиции и инвестиции их семей в образование были эффективными. Для нашей миссии и профиля наших программ очень важны лидерские компетенции и качества: умение работать в команде, принимая ответственность за общий результат; способность нестандартно мыслить и принимать решения в нетипичных обстоятельствах; коммуникативная компетентность; нацеленность на результат; умение формировать проект и управлять им и другие. Ведь управление — это искусство, искусство строить будущее, искусство коммуникации, компромисса, принятия решения, служения людям, городу, региону, стране.

Формированию таких фундаментальных для управленца качеств подчинено всё в вузе. И это не только сам образовательный процесс, это конкурсы и образовательные интенсивы федерального масштаба. Назову в качестве примера те, которые более всего на слуху: Чемпионат по стратегии и управлению бизнесом «Business Battle», олимпиада «Я — профессионал», кейс-чемпионат, «Проектная мастерская». Вот только сейчас мы получили известие, что на всероссийской олимпиаде по государственному управлению в СЗФО все призовые места заняли наши студенты. А в июне именно наш филиал принимает всероссийский финал по кейс-чемпионату, и мы уже приступили к организации этого важного события. Всё это — прямое и яркое свидетельство качества подготовки в нашем филиале.

Именно поэтому мы развиваем командные виды спорта. Отдельно отмечу хоккей как нашу реализованную и успешную инициативу. Хоккейная студенческая сборная «Запад России» — наша гордость. В 2023 году ребята с блеском выиграли всероссийский Кубок Юрзинова, обыграв 16 сильнейших студенческих команд. А сейчас уверенно идут к финалу в чемпионате студенческой хоккейной лиги. Ребята досрочно вышли в плей-офф, и уже в апреле мы будем за них болеть на финальных играх.

У нас мощно стартанула работа со студенческими отрядами, сейчас их уже 8, и все трудятся на благо региона и страны, а наш штаб РСО второй год становится лучшим в регионе. Поэтому будем поддерживать студенческое самоуправление и другие студенческие инициативы.

Пространство партнёрства и доверия: карьера со студенческой скамьи

— Все вузы дают своим студентам определённый набор знаний, умений, навыков. Есть что-то особенное у вас?

— Хороший современный вуз — network, пространство взаимодействия, в котором выстраиваются человеческие, дружеские и профессиональные контакты вдолгую, на всю жизнь. Это среда создания партнёрств. Это помогает строить карьеру, это поддерживает в трудные, переломные моменты, которых жизнь нам подкидывает немало. Именно контакты, взаимосвязи, нетворкинг — на самом деле залог успеха в будущем, а не сам диплом как таковой.

Первое, что нужно отметить, это образовательный проект-интенсив «Лучшие учатся у лучших», который мы реализуем третий год в партнёрстве с правительством области, администрациями Калининграда и муниципалитетов, с крупнейшими компаниями региона. Студенты получают возможность не просто учиться у лучших, у опытных профи, но и уже в процессе обучения взаимодействовать с ними в рамках проектных команд, стажировок и так далее. С мастер-классами у наших ребят уже побывали Олег Пономарёв, Наталья Ищенко, Александр Шендерюк-Жидков, Марина Оргеева, Елена Дятлова, Андрей Романов. Ещё были известные на весь мир хоккеисты  Игорь Ларионов, Михаил Васильев и Ирек Гимаев.

Второе — это наши марафоны по проектированию креативных идей для индустрии гостеприимства, государственной и муниципальной власти, ИТ-кластера. Реализовано уже несколько управленческих хакатонов  по заказу администраций Светлогорска, Багратионовска, Краснознаменска, Светлого, ИТ-кластера, а также крупных туристических бизнес-проектов — кирха св. Варвары, ферма Тюниных, замок Нойхаузен. Студенческие команды предлагают креативные решения по развитию этих объектов, ищут решения для проблемных управленческих кейсов. Руководителям организаций нравится такая форма работы, так как она позволяет «нащупать» нестандартные креативные решения, которые приходят к студентам в процессе проектной деятельности. И если ещё год назад мы предлагали организациям попробовать поработать со студенческими командами, то сейчас организации сами выходят на нас. И поверьте — работы у нас много!

Третье — это органичный сплав практического опыта у наших мэтров и энергия наших молодых преподавателей. Среди наших преподавателей и экспертов — руководители органов региональной и муниципальной власти, экс-председатель областного суда, заслуженный юрист России Виктор Фалеев, экс-заместитель председателя областной таможни Елена Шабалина, известный в регионе и за его пределами специалист по управлению и трансформации высшего и среднего профессионального образования, коммуникации и корпоративной культуры Ирина Кукса и другие. У нас отличные молодые кадры. Например, подготовкой студенческих команд к профессиональным конкурсам национального уровня и организацией социального проектирования занимаются молодые кандидаты наук Александр Чумаков и Арсений Фёдоров, наши планы по развитию образовательных профилей по цифровизации управления и экономики связаны с Борисом Кондратенко, тоже молодым кандидатом наук. Такой сплав теории и практики, разных форматов образовательной и внеучебной деятельности, такая команда, в основе которой верность корпорации и ответственность за результат, — отличная основа для развития личности молодого человека, интеллектуального, профессионального, социального, гражданского, духовно-нравственного.

И, конечно, в комплексе взаимодействия с партнёрами — это залог не просто трудоустройства, а строительства успешной карьерной траектории. Фактически именно это начинается с первого дня обучения в нашем Западном филиале.

— То, о чём вы говорите, часть продуманной корпоративной политики. Президентская академия — огромная корпорация. Что ещё важно с этой точки зрения в отдельно взятом филиале?

— Как управленец, отмечу важность команды. Речь и об управленческой команде, и о студенческом сообществе, сообществе выпускников, сообществе преподавателей.

Ещё очень важна коммуникация внутри корпорации, внутри филиала. Мы используем все возможные современные каналы коммуникации (социальные сети и мессенджеры). Я и мои замы, другие руководители напрямую общаемся и со студентами, и со слушателями, и с партнёрами, и с сотрудниками. Считаю такую личную коммуникацию наиболее действенной, формирующей пространство доверия в нашем филиале.

В-третьих, мы считаем, что наше взаимодействие со студентами не измеряется только годами их обучения. Мы начинаем работать со школьниками с 8-го  класса — в системе профильных классов по таможенному делу и в нашем новом профориентационном проекте «Аватар студента», с каникулярными академическими сменами и так далее. И, даже если эти ребята не поступят именно к нам, они остаются нашими амбассадорами.

Также с выпускниками: нам важно, чтобы они работали у наших ключевых партнёров, чтобы совершенствовались с нашим участием, оставались членами нашей корпорации. И возвращались к нам уже состоявшимися опытными специалистами, которые помогут нам готовить новые поколения профи и которые могут на собственном примере рассказать о своём становлении в профессии, в деле всей жизни. Именно поэтому мы выстраиваем системные взаимоотношения с профильными для нас отраслями и профессиональными сообществами: Ассоциацией индустрии гостеприимства, региональным представительством Федерации рестораторов и отельеров, с региональным отделением Ассоциации юристов России, с правительством области и муниципалитетами.

Это способствует реализации главной миссии Президентской академии — развитию системы непрерывного образования, когда мы формируем среду развития начиная с профориентации в школах, затем по линии СПО — высшее образование — дополнительное образование и далее, отслеживая профессиональное и карьерное движение наших выпускников и взаимодействуя с ними уже как с нашими партнёрами, работодателями, заказчиками образовательных программ и прикладных исследований.

У нас множество замечательных примеров, когда дети и даже внуки известных в регионе политиков и руководителей, отучившихся в РАНХиГС, пришли получать образование к нам вслед за старшим поколением семьи. Это тоже смысл нашей командной работы и её результат для детей, родителей, партнёров, региона.

— С вашей точки зрения, в чём сегодня состоит главная ценность высшего образования?

— Я бы её определил как инвестицию. Для родителей — это инвестиция в успешное счастливое будущее своих взрослеющих детей; для абитуриентов и студентов — инвестиция в самих себя, в профессиональное и гражданское развитие, в достойную карьеру и опять же в собственную счастливую взрослую жизнь; для региона и страны в целом — в человеческий капитал, без которого нет развития.

При этом надо понимать, что в случае с образованием инвестируются не только деньги. Нужно потратить время, приложить максимум собственных усилий, вложить душу, чтобы развить способности, приобрести новые компетенции, чтобы получить результат. Учиться должно быть интересно, но трудно. И чем более мотивированно и осознанно молодой человек учится, тем больше он вкладывается в собственное будущее, тем успешнее будет его персональный инвестпроект и тем скорее инвестиции окупятся.

Национальный бренд Президентской Академии в Калининградском регионе: здесь учат и учатся лидеры изменений

— Что бы вы ответили на вопрос абитуриента Президентской академии или его родителей, почему стоит поступать именно сюда?

— Президентская академия — известнейший научно-образовательный бренд в стране и мире. Вуз занимает первые строчки в крупнейших рейтингах. Наш филиал держит планку академии, где используются современные технологии, принимаются инновационные решения, где учат и учатся лидеры изменений. Мы представляем федеральный вуз, национальный и мировой бренд в особом эксклавном регионе России.

Мы единственный в стране вуз при президенте Российской Федерации, и статус Президентской академии не даёт нам шанса эту планку опустить. Поэтому в нашем Западном филиале в Калининграде мы создаём экосистему изменений, в которой главнейшую роль играют наши взаимоотношения с крупнейшими работодателями региона. Такой максимально практикоориентированный подход позволяет нашим студентам получать компетенции, которые требуются на современном рынке труда, а нашим партнёрам-работодателям — формулировать Академии заказ на специалистов нового времени. И в этом тоже наша уникальность. Возможность получить приглашение на работу уже в период обучения — не пустой звук для нас, а реальность. Нам кажется, что миссия вуза ещё и в этом — в организации социальных лифтов. Мы учим наших студентов создавать будущее и управлять им.