Платить по счетам за коммунальное хозяйство важно и нужно. Но что делать тем, кого обязали платить за воздух? Именно такая история случилась с жильцами дома № 59 на улице Комсомольской. Людям приходят квитанции за общедомовое тепло, при этом в подъезде нет ни одной батареи, а сам дом отапливается автономно. Что происходит на Комсомольской — разбирался «Клопс».
Дома на Комсомольской построили до 1945 года. Каждый из них имел отдельный номер, но в 2016 году строения решили отремонтировать. Именно тогда в документе от Комитета городского хозяйства жильцы первый раз увидели, что дома объединили под один номер 53—61.
Батареи, которых нет
Калининградцы на «объединение» внимания не обратили. В 2020 году пенсионерке Татьяне Савиной пришла первая коммунальная квитанция со счётом за отопление в её подъезде, которого нет и никогда не было.
Инициативная группа жильцов обратилась в суд, провели независимую экспертизу. Специалисты заключили, что элементы отопительного оборудования отсутствуют.
«Будете платить за воздух»
Несмотря на это, суд обязал жильцов выплатить задолженность за фактически неотапливаемое помещение.
«Мы на суде так и спросили: «Нам что, за воздух платить?», а нам так и ответили «Да! Будете платить за воздух!» — рассказала Татьяна Савина.
Каждый месяц жители дома обязаны отдавать 170 рублей за поддержание теплового режима.
Представители «Калининградтеплосети» каждый месяц присылают всем жильцам Комсомольской квитанции за отопление лестничных площадок, однако батареи есть только в двух подъездах из семи.
«Нам даже квитанции об оплате приходят по дому №59, а не по №53—61. Почему? Если даже в официальных документах наш дом не числится, как один, мы должны платить за отопительное оборудование подъездов, которые к нам не относятся?!» — поделилась Татьяна Савина.
В техническом паспорте объектов у дома единый номер. По этой причине «Калининградтеплосеть» требует оплаты за тепло всего дома даже у тех, у кого отопительного оборудования в подъездах нет.
«Источник тепла в подъезде — дыхание жильцов»
На очередном судебном разбирательстве жильцов обязали платить.
«Татьяна Савина просит прекратить ей присылать квитанции за несуществующее отопление в подъезде, мы подавали заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, и просили установить, что отопительного оборудования в подъезде и на лестничных площадках дома № 59 нет. Единственный источник тепла в самом подъезде и на лестнице – дыхание жильцов, когда они входят и выходят из квартир», — объяснила председатель Ассоциации адвокатов России за права человека.
Что делать?
«С 2017 года согласно Федеральному закону №258 мы платим не за коммунальные услуги, а за коммунальные ресурсы. В чем разница? Договор на коммунальные услуги — обоюдоострый, двухсторонняя сделка, в которой собственник может отказаться или «возмутиться» услугами от поставщика. А когда мы потребляем ресурс — сделка односторонняя. Именно поэтому жильцы и не могут отстоять законное право не платить за несуществующие батареи», — объяснил доктор юридических наук Александр Толмачёв. Эксперт уверяет, что бороться с проблемой поможет только объединение.
«Жильцам нужно создать товарищество, сообщество или кооператив. Тогда появятся льготы, защита закона. Первым делом необходимо описать общее имущество, принести документ в бюро технической инвентаризации (БТИ), сравнить списки имущества по техническим паспортам и идти в суд, выступать против незаконного обогащения — это единственный способ бороться», — объяснил эксперт.
По словам доктора юридических наук, подобные проблемы случаются во многих регионах России.
«Везде! И в регионах, и в столице. Разница только в суммах за оплату несуществующих услуг», — рассказал Александр Толмачёв.
Домами калининградского застройщика заинтересовалась прокуратура.