Побывать на съемках настоящего кино журналистам выпадает нечасто. Я получила редакционное задание с уверенностью, что мой день на съемочной площадке пройдёт легко, я быстро справлюсь с интервью, всё получится снять с одного дубля, а оставшееся время мы будем говорить о кино и искусстве. Я ошибалась. Все оказалось куда более интересно.
На часах 8 утра. Успела! Сажусь в микроавтобус с мыслью, что сейчас все вокруг будут спать, не смогу познакомиться с акулами кино.
— Давай сегодня попробуем издалека его снять?!
— Давай, круто! Только подальше поставим актёров. О, здравствуйте!
Сонно здороваюсь и не до конца понимаю, как все эти киношники могут быть такими бодрыми в 8 утра. Ухожу на заднее сидение и засыпаю под бесконечные разговоры про свет, кадр и КПП. Это вообще что?.. Оказалось, календарно-постановочный план.
9 утра, мы на площадке.
— Ты чего так легко оделась? Там в вагончике есть плед, закутайся, — улыбается сценарист Алексей Савенков.
Холодно, очень холодно. Багратионовский округ. Вижу промёрзшее поле, трактор, чум и вагончик «для своих». От ребят пахнет дымом: оказывается, вчера они снимали сцены в чуме. С работой, говорят, справились. На удачу вещи надели те же. Милая примета. Пока я ругаю себя за то, что не умею одеваться по погоде, ребята из съёмочной группы надевают по пять шарфов и бегут к режиссёру.
— Эти люди явно хотят поработать, — думаю я.
И это правда.
— Что со снегом будем делать?! Ждём или не ждём? Давайте решать, на раздумья 5 минут.
Подхожу к заботливому сценаристу. Лёша приехал с Севера.
— А почему все так переживают за снег?
— Калининградская погода — это тебе не север! Вчера снимали сцену, когда снега ещё не было. А сегодня он есть! Думаем, что делать, — рассказывает сценарист.
По сценарию действие сюжета разворачивается в северном городе. Главный герой хочет снести чум и идола коренного ненца. Все эти сцены финалисты чемпионата «АртМастерс Регионы» снимают в Калининграде. Не понимаю, как можно совместить Калининград и север, поэтому снова бегу к Лёше.
— Как? Мы вчера, например, строили чум при ветре 25 метров в секунду! Очень было похоже на север, только сугробов не хватало. Даже интересно и любопытно показать север в Калининграде. Благодаря режиссёру-постановщику у нас есть почти настоящий чум. Шкуры оленей и бубен я привёз с собой. У нас будет северный Калининград — разве это не круто? — рассказывает сценарист.
Страшный ветер кусает щёки. Захожу в вагончик, где вовсю кипит работа. Вижу оператора Михаила Егорова и звукорежиссёра Никиту Концевича. Кто-то из команды финалистов учится и живёт в Питере. Замёрзшими пальцами наливаю чай и начинаю разговор.
— Ребята, а почему вы вообще решили участвовать? Вы же и так учитесь в самых популярных вузах.
— Как почему?! Это ведь вызов. Доказать себе, что мы можем, получить опыт, поучаствовать в самом «мясе»: съёмки — продакшн, монтаж и обработка — постпродакшн. Да и вообще, поработать с экспертами своего дела! Со стороны местных профи нам активно помогает креативное агентство Franema. А ещё…
Шумит громкая рация.
— Всем доброе-доброе, приглашаем съёмочную команду на площадку! — раздаётся из трубки.
Ребята выбегают в ту же секунду. Мчусь за ними. Ощущение, что это не команда, а братья и сёстры, которые не работают, а живут вместе в огромной десятикомнатной квартире. И кстати, ни капельки друг друга не раздражают.
— Камера, мотор, сцена пять, дубль один! — кричит Амилия с хлопушкой.
Стою в поле, в глине, грязи и слякоти, но улыбаюсь. Кажется, именно так создаётся настоящее кино. Осветители, режиссёр, оператор, звукорежиссёр, художники по костюмам перекидываются шутками и внимательно следят за процессом. Первый дубль снят…
— Мишенька, ну порадуй меня хоть чем-нибудь! — кричит режиссёр Натан.
На поле раздаётся громкий мужской и женский смех. Я начинаю хохотать вместе со всеми, сама не знаю почему. Рядом стоит рыжеволосая, красивая и, на мой взгляд, немного уставшая Лера из Franema.
— Ну как тебе тут? — улыбается Лера.
А мне очень хорошо. Мне уже совсем не холодно, потому что рядом люди, которые готовы ответить профессионально, по-доброму на твой глупый вопрос: «Зачем нужна хлопушка?», подарить улыбку и тёплый плед.
— В кино не бывает случайных людей. Все мы — семья, все заодно. Работать с ребятами из других городов интересно и самобытно, мы учим их, а они — нас. Каждый друг другу нужен и каждый важен. Я вот, например, сплю по четыре часа уже третий съёмочный день, а знаешь, что меня держит на ногах? — улыбается Лера.
Лера из продакшна Franema, она знакома с финалистами чемпионата «АртМастерс Регионы» всего три дня. Несмотря на это, я уже знаю ответ на вопрос. А Лера его подтверждает.
— Любовь к кино. Это приключение! Все, кого ты сейчас здесь видишь, — неслучайные люди. Здесь таких не бывает.
Дубль 25, 31, 45… Кажется, все эти люди — инопланетяне. Не понимаю, где взять столько энергии, чтобы работать на холоде без перерывов. Каждый шаг команды продумывается до мелочей. Иногда сделать так, как хочется, у ребят не получается, они начинают сначала. Никто ни на кого не злится, главный герой на площадке — смех. Что ни слово, то шутка. Здесь, кажется, и правда нет лишних. Сейчас по сценарию будут сносить чум. У нас есть только один дубль.
— Волнительно, да? — Ко мне подходит Анита Ракшина, продюсер фильма, одна из финалисток «АртМастерс Регионов». Она приехала из Питера. В Калининграде первый раз.
— Да! А как тебе вообще наш Калининград? — отвечаю я. Вижу, что Анита очень напряжена, и пытаюсь её немного расслабить.
— Знаешь, это, кажется, один из самых колоритных городов, в которых я была. Здесь разная концентрация совершенно не сопоставимых культур: той же советской эпохи, европейской классики и современной России, конечно же. Я раньше участвовала в питерских проектах, там совсем другая природа и люди. Калининград такой многошёрстный, я будто в разных измерениях. Я не дома, но АНО «Фестивальная дирекция» и агентство Franema очень помогают, я чувствую невероятный уют и заботу от тёплого приёма. Нас тут так оберегают. Калининград — это про любовь, креатив, капризную погоду и крутых людей, — делится Анита.
Рёв трактора и… поехали! Захватывает дыхание, ведь у ребят всего один шанс, чтобы снять картинку ярко, красиво и правильно, на площадке полная тишина. Мотор… Полный фокус на внимание. Одна из самых важных сцен длится ровно 26 секунд. Пуф! Сломанный чум!
— Ребята, мы перешли экватор! Поздравляю нас! Обед! — кричит режиссёр.
И кажется, вот он, момент, чтобы расслабиться, но рабочая атмосфера не покидает никого даже во время поедания плова.
— А что дальше? — глотаю горячий кофе и как первоклассница задаю финалистам чемпионата свои вопросы. Наконец-то удалось поймать их всех вместе.
Ребята переглядываются.
— Дальше? Снимать! Главное же снимать! Мы уже обсуждали, почему все вместе оказались здесь. Мы все хотим развиваться и знакомиться с миром кино как можно больше. Чемпионат — это золотой, счастливый билет в мир киноиндустрии, разведка будущих боёв. А что дальше? Хочется пройти стажировку в какой-нибудь крутой кинокомпании. Где — ещё даже не думали, сейчас главное не это.
Дальше — снимать… Обед закончился очень быстро. Прохожу мимо оператора, осветителя, режиссёра, актёров. О чём они говорят? О том, что будут делать дальше. Никто из съёмочной группы ни разу не достал телефон, не отвлёкся от процесса. Через полчаса все были в поле. Камера, мотор…
Стою возле команды и стараюсь не нарушать магию кино. Мне объяснили, что волшебство иногда происходит не по сценарию. Когда кто-то из команды предлагает отыграть эту сцену не так, как написано на бумажке, и неожиданно получается самый вкусный, эмоциональный кадр.
— Вы не устали? — шепчу я продюсеру Аните.
Анита отводит меня в сторону и открывает календарно-постановочный план. Передо мной мелькают несколько огромных таблиц с названиями сцен, таймингом, именами…
— Разве от этого можно устать? Это наша маленькая жизнь. В кадре и за кадром. Как можно устать от любимого дела?
Слышу звук хлопушки.
— Ребята, срочно, подойдите, у нас тут интересный вопрос назрел! — кричит кто-то.
Поворачиваю голову. Кого я вижу? Людей, которые готовы отдать всё, лишь бы пятисекундный кадр получился лучшим на свете. Людей, готовых не спать всю ночь, лишь бы продумать «ту самую» сцену.
Дорогой дневник! Сейчас февраль, четверг, на улице сумерки. Я не знаю, когда мы закончим съёмки, здесь нет чётких расписаний. Дорогой дневник! Говорят, что в кино не бывает случайных людей. Съёмочная команда фильма «Шарлатан» — точно не случайная.
Посмотреть итоговую работу финалистов чемпионата «АртМастерс Регионы» можно 20 февраля, в 19:00. Финальную работу покажут в арт-резиденции «Дом молодёжи». Все подробности — в группе во «ВКонтакте» отдела кинематографии АНО «Фестивальная дирекция».