17:16

Авария у «Атлантики», новые фоторадары, самые опасные водители: интервью с главой ГИБДД Калининградской области Геннадием Бубёновым

  1. Калининград
Авария у «Атлантики», новые фоторадары, самые опасные водители: интервью с главой ГИБДД Калининградской области Геннадием Бубёновым - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

В Калининграде за последние два месяца случилось несколько резонансных ДТП. Что происходит на дорогах, почему сбивают пешеходов и как предотвратить беду, в интервью «Клопс» рассказал глава регионального управления Госавтоинспекции Геннадий Бубёнов. 

— В Калининграде в конце прошлого года случилось несколько громких ДТП: сбивали пешеходов, машины врезались в деревья…

— С ноября 2023 года по январь 2024-го произошло 261 ДТП, в которых 29 погибли и 319 получили ранения. Эти показатели выше, чем в аналогичном периоде прошлого года: на 44 ДТП (было 11 погибших и 84 раненых).

— Анализировали эти происшествия, почему это произошло?

— Да, отмечу несколько факторов. Первое — это неблагоприятные климатические условия. Минусовые температуры и выпадение осадков, постоянные переходы температуры с минуса на плюс и обратно. Каждому пятому ДТП способствовали недостатки, связанные с зимним содержанием автодорог и износом разметки. Дорожно-эксплуатационным предприятиям направили более сотни предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Выдано 54 предписания и возбуждено 24 дела об административных нарушениях. Следующим фактором, влияющим на аварийность, стал рост уровня автомобилизации и туристического потока. В 2023 году количество зарегистрированных транспортных средств увеличилось на 45 тысяч единиц. В предыдущие годы рост составлял не более 15 тысяч. Отмечу и туристический поток: область посетили более 2 миллионов человек, прирост 11%. Мы понимаем, что и людей на улицах больше, и транспорта. Видим, что туристы пользуются арендованными машинами, каршерингом, и у нас были ДТП с участием этой категории граждан. Нагрузка на улично-дорожную сеть увеличивается. 

— В прошлом году тоже много было туристов, но аварий поменьше…

— Два года подряд в регионе с ноября по январь было относительно тепло, стояла плюсовая температура, поэтому и ДТП было меньше. Если брать годы, когда погодные условия сопоставимы с нынешними — сезон 2020-2021 годов, количество ДТП и погибших в них, а также пострадавших было больше на 5-10%, чем сейчас. 

— Если говорить в целом по авариям. Какие ДТП чаще всего происходят в области?

— Наиболее частые нарушения со стороны водителей — несоответствие скорости конкретным условиям движения, в том числе при неблагоприятной погоде. В 2023 году чаще всего аварии случались в период с 17 до 18 часов, то есть, в сумерки. Больше всего ДТП по пятницам.  

— В Калининград массово едут туристы из Европы. Эти водители знакомы с ПДД, как часто в аварии попадают они?

— Большинство этих водителей — наши соотечественники, которые когда-то уехали за границу. Среди таких водителей последнее ДТП с погибшими было два года назад, а в последнее время аварий с участием иностранцев, где пострадали люди, не зафиксировано. 

— Проанализировав аварии, какие советы вы дали администрациям городов, областному правительству, чтобы дороги стали безопаснее?

— Мы подготовили рекомендации и разослали собственникам дорог, включая администрацию Калининграда. С учётом значительного числа ДТП, сопутствующими причинами которых стали неудовлетворительные погодные условия, ГИБДД предложило правительству области разработать действенный план мероприятий по совершенствованию зимнего содержания дорог. Наши предложения таковы: следует приобрести специальную дорожную технику и довести численность парка до нормативного количества. Особенно это нужно сделать в муниципалитетах. По примеру Татарстана разработать план «Метель» или «Буран». 

— В чём его суть?

— План вводится при значительном ухудшении погодных условий. В этом случае происходит перераспределение сил и средств с учётом оперативной обстановки и значимости дорог. Решение принимает единый временный координационный штаб, функционирующий в круглосуточном режиме. Предусматривается привлечение сил, если необходимо, министерства обороны и частных организаций, которые могут оказывать содействие при сложных погодных условиях. 

— Какие меры ещё?

— Рекомендуем также при обработке дорог применять высокоэффективные и инновационные противогололёдные реагенты. Следует внедрить практику превентивной и патрульной обработки дорог и пешеходных переходов, то есть до снегопадов. Кроме того, необходимо продолжить мероприятие по развитию системы фото-видеофиксации нарушений, в том числе правил проезда пешеходных переходов и правил совершения обгона. Это что касается именно зимнего содержания. 

— Вы назвали несколько предложений. А какая реакция на них со стороны властей?

— Все предложения направлены в областное правительство, ждём ответа. 

— Какая категория водителей чаще всего попадает в аварии? Наверняка неопытная молодёжь?

— Мы проводим анализ по возрасту, стажу вождения и так далее. Например, в 2023 году наибольшее количество наездов на пешеходов приходится на водителей со стажем от 21 года до 25 лет. Далее следуют водители со стажем вождения от 16 до 20 лет. В 72% случаев наезды совершают мужчины. 

Молодыми водителями (со стажем до двух лет) совершено всего 7% от общего числа ДТП. По наездам на пешеходов у нас аварий с молодыми в 2 раза меньше, чем в среднем по России. 

Мы видим, что люди со стажем более невнимательны, наверное, самоуверенны во время движения. Они пренебрегают иногда правилами дорожного движения, за чем следуют ДТП. Мы прекрасно понимаем, что ПДД писались и переписывались кровью. Поэтому надо помнить, что соблюдение правил сохранит жизнь, здоровье и людей. 

— Насколько подготовка водителей в автошколах влияет на безопасность? 

— Подготовка кандидатов в водители, естественно, влияет на безопасность. Если взять ту старую школу в 80-90-х годах, это было одно, сейчас это совсем другое. 

— Тогда было лучше?

— Мне кажется, да. Всё-таки помним — был ДОСААФ. Как он хорошо работал, не было так много частных школ. В те времена во многих общеобразовательных школах был такой предмет, как автодело, где старшеклассники занимались, изучали техническое состояние транспортного средства, технические характеристики авто, учились правилам дорожного движения, вождению. Выходя из школы, некоторые уже в 18 лет были готовы сдать на права и получить водительское удостоверение. Именно сама система обучения другой была, в средней школе охват больше.  

— Сейчас вы можете дать рекомендации частным автошколам и улучшить процесс обучения?

— Госавтоинспекция повлиять на обучающие процессы не может, у нас нет таких прав по контролю, надзору за автошколами. Со своей стороны мы работаем в другом направлении: в первую очередь профилактика и пропаганда. То есть инспекторы выходят в автошколы и объясняют те моменты, на которые нужно обратить внимание при обучении, и в дальнейшем, когда жители уже получат водительское удостоверение. Мы со своей стороны помогаем именно в профилактике: показываем примеры нарушений, дорожно-транспортных происшествий, говорим о причинах. Иллюстрируем профилактику видеороликами или краш-тестами. 

— Что больше показательно, кадры с мест ДТП или краш-тесты?

— Некоторые дорожно-транспортные происшествия мы показать не можем по этическим соображениям. А вот краш-тесты — можем. То, что происходит в салоне автомобиля с пассажирами, когда происходят ДТП, весьма показательно, рекомендую всем на это посмотреть. Когда люди видят это, немножко в голове откладывается. Поэтому наши молодые водители, увидев все эти моменты, более аккуратны.

— С этого года водителей с летней резиной зимой можно штрафовать. Вы следите за этим?

— Конечно. В каждом ДТП инспекторы мало того, что смотрят, какая резина, но и оценивают износ протектора. Нарушителям выписывают штрафы. 

— Часто водители попадаются с резиной не по сезону?

— Нет. К моей радости, калининградские автомобилисты ответственно подошли к этому вопросу. В очень редких случаях есть такие нарушения.

— Ранее ГИБДД часто критиковала придорожные деревья в Калининградской области. В последнее время про это вы не говорите…

— Мы не прекратили об этом говорить. Просто у нас были определённые моменты с мораторием на определённые контрольно-надзорные функции. С конца прошлого года мы имеем право во время надзора за движением определённые моменты выявлять, в том числе и при дорожно-транспортных происшествиях, связанных с наездами на деревья. Пишем собственникам дорог и по зелёным насаждениям.  

— По вашему мнению, деревьев на обочине быть не должно?

— Это ГОСТ. Моё мнение здесь не учитывается. Есть государственный стандарт, который определяет параметры дороги: что должно быть на ней, а чего быть не может. Мы прекрасно понимаем, что Калининградская область — это немножко другое, знаем, как это красиво, но, к сожалению, каждое из этих деревьев забирает жизни наших людей. 

— Может быть, как-то подумать в сторону изменения категорийности этих дорог и сохранить аллеи?

— А какая разница? В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» сейчас дороги улучшаются. Мы вспоминаем, какие были магистрали раньше, как наши водители прыгали по ямам и ухабам, где просто априори нельзя было разогнаться. На сегодняшний день с учётом того, что дороги ровные, соответственно, водители могут ехать быстрее. И здесь сразу же возникает вопрос соблюдения скоростного режима водителями. Скоростной режим везде прописан, но, к сожалению, его люди не соблюдают. 

— Камеры фиксации скорости, фоторадары: не настаиваете на том, чтобы увеличить их количество?

— Мы прекрасно понимаем, что это всё финансы. На аварийно-опасных участках и там, где у нас нарушаются правила дорожного движения, вносим предложение по установке камер фотофиксации, либо по замене камер, допустим, на тех участках, которые на сегодняшний день перестали быть аварийно опасными. В прошлом году предложили 23 стационарные камеры передислоцировать на другие дороги. Правительство Калининградской области закупило и обновило ряд передвижных камер, которые уже фиксируют не только скоростной режим, но и другие нарушения: пристёгнут ли водитель ремнём безопасности, включены ли фары. У нас есть одна камера фотовидеофиксации по измерению скоростного режима в движении. Сейчас она работает по Приморскому кольцу до Светлогорска и обратно. Это шикарно. Если бы, конечно, таких камер побольше было, я думаю, наверное, скоростной режим был немножко у некоторых не такой. Наши водители иногда с очень большой скоростью ездят. 

— Какую скорость эта камера уже фиксировала на Приморском кольце? 

— Есть люди, которые в зимний период ездят по трассе со скоростью до 150- 160 км/час. Мы прекрасно понимаем, что эта камера нужна не столько для фиксации нарушений, сколько для профилактики. Она, естественно, будет с накопительным эффектом. Чем больше граждан будут получать штрафы, тем быстрее через сарафанное радио донесут до других водителей информацию. 

Мы сейчас ещё хотим переговорить с правительством, чтобы её периодически на Северном обходе запускать, потому что там тоже сейчас скорость большая. К сожалению, люди не соблюдают. 

— Вернёмся к водителям, которые попадают в аварии. Как часто такие автомобилисты являются злостными нарушителями правил?

— С развитием комплекса фотоидентификации, наверное, у нас нет ни одного участника ДТП, который бы не нарушил и где-то не попался на какой-то штраф. Я говорю сейчас про учётные ДТП, то есть с пострадавшими. 

— Совсем нет таких, кто не нарушитель?

— Есть такие, но в большинстве случаев всё же привлекались. В основном по статье КоАП 12.9, то есть за нарушение скоростного режима, зафиксированного на камеры. 

— Одно из резонансных ДТП на Ленпроспекте, где сбили девочек. Этот водитель привлекался?

— Мы смотрели по 2023 году, нарушений у этого водителя не было.

— Может, в этот раз водитель превысил скорость? Какие обстоятельства этого ДТП уже известны?

— На сегодняшний день я вам не могу констатировать ни один факт ввиду того, что идёт следствие. На все вопросы по данному ДТП сможет ответить только следователь, и то — в рамках тайны расследования уголовного отдела. Когда мы изучали это ДТП, то, по предварительным данным, водитель нарушил правил дорожного движения. И второй вопрос, касающийся всё-таки рассмотрения вопроса пункта 4.5 Правил дорожного движения, который гласит, что пешеходы могут выходить, только когда оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет для них безопасен. Я не говорю и ни в коем случае сейчас, кто виновен. Водитель должен соблюдать правила и должен пропускать пешеходов. По видеозаписи мы все видели, что водитель даже не предпринял никакой попытки остановиться. Вероятнее всего, был отвлечён от управления транспортным средством. 

На такой широкой дороге вот они, девочки, идут слева направо перед тобой: ты бы их в любом случае увидел. Если бы смотрел на дорогу, то, вероятнее всего, успел среагировать и объехать с правой стороны. Если мы посмотрим на девочек, то хотел бы напомнить всем о том, что при жёлтом мигающем сигнале светофора нужно следовать правилам перехода и проезда как по нерегулируемому пешеходному переходу. Соответственно, девушки должны выходить на проезжую часть, только убедившись, что им предоставляется движение беспрепятственное, безопасное. Они видят, что водитель их пропускает. Это в обязанностях пешехода прописано. Следствие даст оценку всех действий. Я всегда говорил, что пешеходный переход — он не даёт защиты гражданину. Каждый человек должен в первую очередь заботиться о своей жизни и собственном здоровье. Прежде чем ступить на дорогу, надо, конечно же, убедиться в том, что тебя пропускают. Я сам водитель, езжу в том числе и в этих зимних условиях. Соответственно, нужно снижать скорость, внимательно смотреть на дорогу, читать знаки, замечать пешеходов и транспортные средства. Это поможет принять меры и избежать аварии. Встречаются водители, которые одной рукой — в телефоне, разглядывают вывески или отвлекаются на пассажиров в салоне. Секунда прошла, а на пешеходном переходе уже человек. При определённой скорости эта секунда вырастает в определённое количество метров. 

На дороге может случиться всё что угодно. Например, в одном из последних ДТП водителю стало плохо, он умер за рулём, но машина двигаться продолжала. Она не остановилась, пока не съехала в кювет. Повезло, что никто не ехал по дороге рядом и не было пешеходов. С водителем может случиться всякое, поэтому здесь, конечно же, надо в обязательном порядке оберегать себя самому и не выходить не убедившись.

— ГИБДД как-то может повлиять на пешеходов?

— Сейчас каждое утро ставлю задачу своим сотрудникам, чтобы вставали около пешеходных переходов для профилактики. Нет цели наказать, привлечь кого-то к ответственности. Говорю: пешеход пошёл, не увидел, свистите, останавливаете, проводите профилактическую беседу. По водителям то же самое.

По статистике, при наездах на пешеходных переходах более 70% дорожно-транспортных происшествий происходит на первой полосе, когда пешеход только ступает на проезжую часть, не убедившись в том, что его пропускают. 

— Вы про пункты ПДД сказали, может быть, есть какие-то рекомендации дополнительные. Какие-то лайфхаки, что нужно учесть, чтобы перейти дорогу безопасно?

— Первое, что я хочу сказать: более 30% наездов на пешеходов за прошлый год случились в тёмное время суток. В правилах дорожного движения написано, что это время пешеходам рекомендуют, а за пределами городов обязывают иметь на себе световозвращающий элемент. В условиях нашей калининградской погоды, пешеходов в тёмной одежде не видно. Поэтому световозвращающие элементы необходимо всё-таки приобретать и носить. Ведь стоит это всё копейки, а вариантов фликеров множество. Второй момент: во время осадков, идя в капюшоне, обзор у пешехода сокращается. Нужно поворачиваться и смотреть на приближающийся транспорт. Далее — нельзя идти в наушниках. Это беда: у нас нескольких ДТП уже было, дети попадали в том числе. Изучая наши происшествия, мы видим, что в некоторых случаях пешеходы не дают себя обозначить при переходе на «зебре». То есть они не показывают своего намерения, что собираются выйти на дорогу: идут по тротуару, а потом резко поворачивают на пешеходный переход, не посмотрев влево-вправо. 

Пока не поставили светофор у «Спутника» на проспекте Мира, я наблюдал эту картину регулярно. Водителям тоже совет: зная про этот манёвр пешеходов, подъезжая к пешеходному переходу, нужно ожидать, что человек может появиться внезапно, поэтому снижайте скорость, нога должна быть на тормозе. Ни в коем случае не гнать. 

— Вернёмся к аварии у «Атлантики». Нет ли у вас каких-то таких глобальных предложений, например, по изменению схемы движения. Может быть, там сделать круговую развязку?

— Нет, конечно же, нет. Мы приходим к тому, что нужно соблюдать правила дорожного движения, нельзя спешить, вот и всё. Мы предложили установить камеру, которая будет фиксировать непредоставление преимущества пешеходам и проезд на красный сигнал светофора. Самое главное — это внимательность на дороге и соблюдение скоростного режима. Тогда будет всем счастье. Не надо никуда спешить, не надо делать резких манёров, не надо никого подрезать, нужно быть взаимовежливыми на дороге. Ну, едешь ты, да, кто-то спешит, кто-то пытается втиснуться. Да пусть он втиснется. Пропустите вы его спокойненько, он нервничать не будет, спокойно дальше поедет. Если вы будете с ним толкаться, в результате что один, что второй получат негатив. Ещё хорошо, если всё это не перерастёт в какую-нибудь потасовку.