13:23

«В таком дурдоме работать не будем»: грузоперевозчики рассказали, как выживает отрасль, пока водители по 12 дней стоят на границах

  1. Калининград
«В таком дурдоме работать не будем»: грузоперевозчики рассказали, как выживает отрасль, пока водители по 12 дней стоят на границах - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Очереди из грузовых машин на границе снова растянулась на несколько километров. Водители ожидают по 10-12, стоя на границе, у погранперехода в Калининградской области образовалась дублирующая очередь. Что предлагают сделать транспортники на пресс-конференции в понедельник, 11 декабря, рассказали представители трёх предприятий. 

Почему возникли очереди

Машины толпятся у шлагбаума уже 12 суток. Возле границы фуры стоят в три ряда. Вместе с электронной очередью возникли ещё две — параллельные, из числа тех, кто не смог записаться по интернету.  

«Литовская сторона работает из рук вон плохо, но это регулярно, годами. В этот раз побит рекорд. Это связано не только с плохой работой литовских служб, но и с закрытием остальных переходов. Сейчас работает фактически один», — говорит гендиректор компании «Дельта Вест LTD» Светлана Паршина. 

Как только осенью была на время закрыта запись на электронную очередь, образовалась параллельная, «живая». Теперь фактически две очереди. Водители сами контролируют процесс: заводят тетрадки, распоряжаются, кому ехать следующим. Но случается, что тот, у кого тетрадка с очередью, уезжает с записями, возникает бардак.

Реформа системы электронной очереди

Грузоперевозчики считают, что нужно реформировать систему с электронной очередью. По мнению предпринимателей, следует оставить один терминал для записи, в который подаваться следует лично, находясь на границе. Сейчас зарегистрироваться в очереди можно и из дома, даже если не собран груз. 

По рассказам перевозчиков, рынок терпит убытки, заработать никак не получается. 

«Если бы не текущая ситуация, то за месяц можно было бы сделать 4 рейса. А сейчас — один. Но расходы на содержание водителя, страховку — они же сохраняются, а доходов нет». 277 евро — только страховка, чтобы проехать в одну сторону. Одно накладывается на другое. Из 100 тысяч, которые платят за перевозки, у меня лично не остаётся ничего, а нам говорят, что мы тут жируем», — говорит руководитель фирмы «ДФДС Логистик» Игорь Хвесюк.  

Отменить транспортный налог

Предприниматели предлагают отменить транспортный налог, потому что нынешняя система компенсации, которая практикуется в Калининградской области, доступна не всем компаниям. Перевозчики сетуют на слабую поддержку со стороны министерства развития инфраструктуры Калининградской области в части компенсации расходов по транспортному налогу. 

«Почитайте перечень документов, это чистая бюрократия. Данные давно всем известны, в открытом доступе. Нам все про цифровизацию говорят, а надо большой пакет документов собрать, но главное — требования. Ключевое — для получения субсидии нужно к концу следующего года сохранить штат не менее 75%. Водители говорят: «Мы в таком дурдоме работать не будем» и уходят. Я выполнил все требования, получил эту субсидию, а потом люди уходят и возвращай назад эти деньги. Зачем мне такая субсидия. Это же не моя вина, что я не могу работать», — продолжает директор «ДФДС Логистик» Игорь Хвесюк.  

Кроме того, перевозчики сетуют на то, что тратят достаточно денег, оплачивая проезд по федеральным или платным трассам. Есть расходы за перемещение через территорию соседних государств. 

А что с паромами?

Транспортные предприятия сетуют, что на паромы пускают только местные компании. Они сами бронируют места на суднах, перевозчикам отказывают. 

«Забронировать места на пароме мы не можем в последние два месяца: нам говорят, что они под нужды Калининградской области. Каким образом распределяют? Кидают лотерею? Или что? Нам, перевозчикам, непонятно, хотя должен быть равный доступ. В алгоритмах получения брони я до сих пор не разобрался», — говорит Игорь Хвесюк. 

Предприниматели опасаются отправлять тягачи по железной дороге

Одно из предложений губернатора Антона Алиханова — активнее использовать контрейлерные перевозки. То есть ставить тягач с грузом на железнодорожную платформу. 

Предприниматели же опасаются, что груз или сама машина могут попасть под санкции и зависнуть в Евросоюзе на неопределённый срок. Как быстро будут проводить осмотр и приниматься конкретные решения — непонятно. Кроме того, проезд на платформе будет стоить 120 тысяч. Перевозчикам остаётся от контракта всего 30, что также не устраивает предпринимателей. 

Инвесторы отвернутся

Перебои с логистикой могут отпугнуть потенциальных инвесторов Калининградской области, считает гендиректор «МТ Транс» Олег Молдаванов. 

«Мы приглашаем предприятия работать в нашей особой экономической зоне, а логистика у нас вся хромает. Бизнесмены первое, что будут считать, если они здесь откроются, как они продукцию свою будут вывозить. Они будут первое, что считать, — во сколько им будет обходиться вывоз, насколько они будут конкурентоспособны. Ну это же простые вещи. Ну как сюда приглашать, если у нас хромает логистика? И это страшно. Вот это нужно всё подчищать, чтобы сюда шли инвесторы», — говорит Молдаванов.

Ситуация с грузоперевозками складывается критическая, всё идёт по нарастающей, отмечает руководитель Научно-образовательного центра развития транспорта и коммуникаций ООО «ЮНИКОМ Запад» Николай Харитошкин. 

«Ущерб отрасли нарастает, компании действительно закрываются. По объявлениям мы видим, что компании распродают свои парки автомобилей», — сказал Харитошкин.

Алиханов считает, что контрейлерные перевозки помогут решить вопрос с очередями на границе.  Власти рассказали, у кого на границе Калининградской области с Литвой есть шанс быстрее пройти контроль