08:18

«Сбывшаяся мечта» — выпускники авиационного учебного центра о своей профессии

  1. Калининград
Фото: PR-офис БФУ им. И. Канта, Михаил Степанов
Фото: PR-офис БФУ им. И. Канта, Михаил Степанов.

Уже 15 лет Авиационный учебный центр БФУ им. И. Канта готовит бортпроводников, которые работают в крупнейших авиакомпаниях России и мира. Всего за несколько месяцев здесь можно освоить профессию мечты и круто изменить свою жизнь. В мае этого года Дарья Карловская начала обучение в АУЦ, а уже в октябре совершила свой первый рейс в качестве бортпроводника компании «Аэрофлот». Мы поговорили с молодой специалисткой и её коллегами об особенностях профессии, о том, с чем в ней сталкиваются новички, а также о том, куда любят летать те, для кого полёты — каждодневный труд.

Фото: PR-офис БФУ им. И. Канта, Михаил Степанов
Фото: PR-офис БФУ им. И. Канта, Михаил Степанов.

— Почему вы пошли в эту профессию?

— Я люблю работать с людьми. Именно это для меня и стало решающим фактором. Я захотела этого примерно четыре года назад. Эта работа — наконец-то сбывшаяся мечта.

Больше всего в своей работе я люблю заниматься обслуживанием — сервисом пассажиров. Стремлюсь к тому, чтобы повысить его качество. Пока сложнее всего мне даётся общение с людьми. Бывает тяжело подобрать слова.

— С чем вам пришлось столкнуться в начале работы?

— Нужно владеть огромным количеством информации. Знать всё: от связанного с безопасностью полётов, до правил сервиса. Нужно даже роды уметь принимать. 

Порой приходится разрешать конфликты. У моего коллеги был первый рейс. В бизнес-классе сидела молодая пара. Они поссорились. Девушка попросила пересадить её в эконом, что мужчине не понравилось. Начали ругаться, кричать, обливать друг друга томатным соком, драться. Под конец рейса они помирились, но на выходе из самолёта уже ждала полиция.

— Боялись ли вы летать?

— Страха перед полётом я никогда не чувствовала. Но сейчас я чувствую большую ответственность. В случае чего всё на мне. 

— Что вы чувствовали перед своим первым рейсом?

— Я очень сильно волновалась, боялась, что будут пассажиры, с которыми я не смогу справиться.

— Вы их как-то оценивали, когда они заходили на борт? «С этим справлюсь, а с этим вряд ли…»

— Да (смеется). Но всё прошло хорошо, без конфликтов.

— Где бы вы хотели побывать в качестве бортпроводника?

— Я бы хотела во Владивосток, к себе на родину. Давно там не была. И в Европу тоже хотелось бы.

— Бывало ли во время обучения, что вы ловили себя на мысли: «Да мне это не пригодится никогда»?

— Нет. Нет такого не было. Потому что у нас всё пригождается. Но для меня многое стало неожиданностью, когда мы изучали перевозку опасных грузов. Я просто не задумывалась, что в самолёте могут провозить что-такое: мёртвых людей, органы. 

— Теперь, когда вы летаете в качестве пассажира, у вас появляется иной взгляд на работу коллег?

— Да, теперь, когда я смотрю на них, думаю о том, что мне хотелось бы так же, работать с такой же скоростью.

— Стюардесса или бортпроводница?

— Бортпроводница. Однозначно. Для меня стюардесса — это что-то из разряда «принеси-подай». Бортпроводник — это человек, который тебя защитит, спасёт, поможет. 

Фото: PR-офис БФУ им. И. Канта, Михаил Степанов
Фото: PR-офис БФУ им. И. Канта, Михаил Степанов.

— В профессиональном сообществе так же относятся к этому?

— По-разному. Кому-то без разницы, кто-то за стюардесс. Говорят, приятнее звучит. 

— Какой совет вы бы дали тем, кто только думает пойти учиться на бортпроводника?

— Всё необходимо учить и запоминать сразу, не откладывая на потом. Потому что потом времени уже не будет. Во время рейса не подсмотришь в интернете, как роды принять.

Ну и нужно быть готовым, что работа сложнее, чем кажется. Эмоционально и физически тяжёлая. Переживаешь широкий спектр эмоций за смену, да и просто тяжело столько времени бегать на каблуках.

Коллега Дарьи Анастасия Суханова работает в «Аэрофлоте» уже шесть лет. Анастасия окончила БФУ им. И. Канта в 2017 году по направлению «Лингвистика. Французский язык».  После этого девушка обучилась в Авиационном учебном центре и стала бортпроводником.

— Гражданская авиация всегда была нашим семейным «бизнесом». Моя мама отдала работе бортпроводника 20 лет своей жизни, мой отец — командир воздушного судна. Он работает до сих пор — уже больше тридцати лет. С самого детства я летала на самолёте и была влюблена в атмосферу аэропортов. Можно сказать, я с детства мечтала стать бортпроводником. Поэтому по окончании университета я успешно прошла курсы в Авиационном центре БФУ им. И. Канта и устроилась в самую большую и лучшую авиакомпанию страны.

— Какой рейс за время вашей работы стал вашим любимым?

— С уверенностью могу сказать, что самым любимым рейсом для меня навсегда останется Москва — Париж — Москва. Ввиду того, что я четыре года отдала французской лингвистике, я получила допуск к ведению информационной работы на борту на французском языке. Мне всегда нравилась эта возможность поддерживать знание и практику языка. К тому же этому способствовало частое общение с франкоговорящими пассажирами. 

— Что стало для вас открытием с приходом в профессию?

— Что работать с людьми крайне сложно и парадоксально легко. На борт самолёта пассажиры приходят в разном настроении, каждый со своими «тараканами», если так можно выразиться. В наши рабочие задачи входит забота о каждом. 

— Что вы больше всего любите в своей работе? 

— Я очень ценю момент отрешения от бытовых проблем, социальных сетей и разных переживаний. С того момента, как переступаешь порог воздушного судна, невозможно думать ни о чём другом, кроме своих обязанностей на борту. Также я очень люблю коллег. Бортпроводники — универсальные люди, которые открыты миру и готовы всегда прийти на помощь. 

— Какой совет вы бы дали тем, кто только думает пойти учиться на бортпроводника?

— Порой новоприбывшие коллеги сталкиваются с тем, что работа бортпроводника оказывается не такой, как они ожидали. Наша профессия достаточно романтизирована обществом. Нужно быть готовым к тому, что на борту придётся столкнуться с такими ситуациями и взаимодействовать с такими пассажирами, о которых не рассказывали ни в одном фильме про стюардесс. Бортпроводник — это не просто человек в красивой форме, витающий где-то над облаками. Это каждодневный рутинный труд, смена часовых поясов, перегрузки, ненормированный рабочий график, отсутствие на семейных праздниках и тому подобное. Мой совет — будьте реалистами, не бойтесь трудностей, тогда вы станете настоящими профессионалами своего дела.

После обучения в АУЦ выпускники работают не только в российских, но и зарубежных авиакомпаниях. Тофик Гусейнов уже три года работает в «Турецких авиалиниях».

— Почему вы пришли в профессию?

Мне было тяжело определится с тем, где бы мне действительно хотелось работать. Конечно, деньги — это важно, но хотелось приходить на работу с улыбкой на лице и получать от неё удовольствие. Я сопоставил что мне нравится: самолёты и путешествия. Так я оказался в самом лучшем АУЦ.

— Как часто вы летали на самолёте до обучения? Боялись ли вы летать?

— Честно говоря, до обучения я летал лишь один раз — в Турцию. Ещё тогда я обратил внимание на бортпроводника. Он меня зацепил. Я подумал тогда: «Интересная работа». Думаю, это и дало мне толчок пойти учиться. 

Летать я не боялся. Скажу даже честно, я люблю, когда самолёт находиться в зоне турбулентности. Люблю это ощущение внутри себя, будто находишься в свободном падении, но при котором всё под контролем.

— Какой рейс ваш любимый?

— Они у меня все любимые. Я люблю свою работу, какой бы она ни была — тяжёлой или лёгкой. Стараюсь приходить на неё с улыбкой на лице. Но если выбирать, то, наверное, это будет Бангкок — Новосибирск. Лететь где-то часов шесть. Мне нравится этот контраст зимой: в Таиланде температура плюс 30, а в Новосибирске — минус 20. Из лета попадаешь в зиму.

И мне очень нравится Таиланд. У меня часто друзья спрашивают: «Тофик, ты был во множестве мест. Куда бы ты сам отправился?» Я отвечаю, что все страны классные. Но за свои деньги я бы полетел в Таиланд.

— Какой совет вы бы дали тем, кто только думает пойти учиться на бортпроводника?

— Советов я не даю. Но скажу о том, что сделал я сам. Я нашёл человека, который являлся действующим бортпроводником. Незнакомого мне человека. Я решил спросить у него, как он работает, где, сколько, какой у него налёт, по сколько дней командировки. Так я многое узнал о профессии. 

Также надо определиться, что вы хотите от этой работы. Вы хотите зарабатывать или летать по разным странам? Потому что не все компании дадут вам желаемое.

***

Авиационный учебный центр ежегодно помогает в осуществлении мечт десяткам своих учеников. Подробнее о программе подготовки можно узнать по ссылке. Если и вы хотите пройти двухмесячный курс подготовки и стать частью большого профессионального сообщества, записывайтесь на обучение!