В декабре начнёт действовать обновлённая маршрутная сеть общественного транспорта. Изменения будут косметическими: перевозчиков не обяжут покупать автобусы с заводов, не будет кондиционеров, а маршруток в городе станет только больше. «Клопс» собрал предложения и замечания калининградцев к новой волне транспортной реформы.
Проблема с картами «Волна Балтики»
Транспортные карты работают в Калининграде с 2019 года, но сложности у пассажиров с использованием системы возникают до сих пор. Часто — из-за бюрократии.
Например, школьные карты «Волна Балтики» не подтверждают по умолчанию, что ребёнок является учеником. Если на транспортной карте закончились деньги, само её наличие не докажет кондуктору, что перед ним — школьник и придётся платить за проезд 33 рубля банковской картой или 37 наличными вместо льготных 15. Поэтому дети вынуждены носить с собой ещё и справку из учебного заведения.
«Удивительно, ведь на школьной карте, как и на других льготных картах, есть фотография и личные данные владельца. Таким образом, на городских маршрутах карта могла бы стать не только платёжным средством, но и заменить собой справку со школы. Ведь карту элементарно сложнее подделать», — говорит житель города Анатолий.
Другая системная проблема — возврат средств пассажиру, если транспорт не может продолжить маршрут. Когда автобус попадает в ДТП или ломается, людям предлагают пересесть в следующий маршрут. В случаях с трамваями и вовсе возникает тупиковая ситуация. Часто у пассажиров нет возможности ждать следующего рейса, а деньги кондуктор не возвращает. Нужно ехать в депо и писать заявление на возврат оплаченного проезда.
Проблема с остановками
Многие остановки в центре запаркованы автомобилистами. Люди бегают, высматривают нужный маршрут среди грузовиков.
«Надеяться на самосознание или работу ГИБДД не стоит, не работает это», — говорит читатель Алексей.
На остановках калининградцы часто встречают ошибки. От грамматики до фактических: почти везде схемы с неточностями. Даже при замене табличек ошибки остаются. Есть и другая проблема: нет указания движения междугородних и пригородных маршрутов. Калининградскому пассажиру всё равно — городской это автобус или межмуниципальный, если он останавливается.
Ошибки в нумерации маршрутов сохранились даже после жалоб пассажиров
Новые остановки делают без локального освещения. Сами конструкции предполагают подключение электричества, но даже при реконструкциях улиц свет не выводят.
В Калининграде существуют десятки мест, где нельзя поставить павильоны.
«Почему бы не разработать какие-то мини-навесы, если нет места для павильона? Как-то надо искать пути решения, а не просто лапки кверху, если не позволяет место», — возмущается читатель Михаил.
Проблема с маршрутками
Калининградцы считают, что нынешнюю маршрутную сеть следует пересмотреть в части замены микроавтобусов на большие автобусы.
Например, рейсы №68, 71 и другие загружены даже не в часы пик. Людей настолько много, что уже сегодня это не отвечает требованиям безопасности.
«Объявляют о платных парковках в центре. Разве эти маршрутки могут быть альтернативой? Жду начальника транспортного отдела в микрике №68, пусть он мне место найдёт», — говорит читатель Вадим.
Проблемы с трамваями и троллейбусами
Маршрут автобуса №7 и троллейбуса №7 частично дублируется. При нехватке подвижного состава периодически выпускают вместо троллейбусов автобусы. Различие только одно: рядом с цифрой появляется буква Т. Если пассажиры не заметят эту букву на автобусе, то уедут вместо Московского района на Московский проспект.
«Будут электробусы, пойдёт новая нумерация как отдельного вида транспорта? В городе не так много маршрутов. Можно было дать каждому свой, вне зависимости от вида транспорта. Так будет удобнее всем», — говорит читатель Алексей.
В Калининграде практически ежедневно, а иногда и по нескольку раз в сутки случаются ДТП на трамвайных путях. Все вагоны встают разом, а сам трамвай для пассажира становится ненадёжным видом транспорта. Чаще всего дорожные происшествия можно оформить по европротоколу, но водители стоят на путях в ожидании ГИБДД.
«Почему не работает система компенсации простоя с виновников аварий? Пару человек наказать, весь город будет знать про это, машины вмиг уберут», — говорит калининградец Константин.
Другая проблема с трамваями, которую годами не могут решить: парковка на путях. В ГИБДД предлагали высадить вдоль рельсов кустарники, чтобы автомобилисты не заезжали, но никакого решения нет, и периодически вагоны вынуждены сбиваться с расписания.
Не те автобусы
Автобусы частных перевозчиков зачастую не предназначены для городских перевозок. Транспорт рассчитан на областные или междугородние рейсы: внутри мало места для стоячих пассажиров, а перемещаться по салону — настоящее приключение.
В некоторых автобусах рекламная сетка на окнах часто закрывает обзор пассажирам. Люди жалуются, что портится зрение, если смотреть на улицу.
Автобусы «Калининград-ГорТранса» массово сходят с маршрута в вечерний час пик. На предприятии объяснили, это происходит, потому что водители работают по трудовому кодексу (заканчивается смена), но пассажирам от этого не легче. После 18-00 люди часто видят, как вереница автобусов следует в депо.
Другое замечание — в час пик у некоторых обед: транспорт скапливается на конечных, а пассажиры забиваются в оставшиеся на линии переполненные автобусы.
Другая проблема — межмуниципальные направления. Междугородние автобусы ходят по Калининграду по своим правилам: могут устанавливать тариф ниже городского. В итоге там часто давки.
Нет реакции
Пассажиры часто сообщают, что ситуация с общественным транспортом в Калининграде не меняется в лучшую сторону. Жители обращают внимание на проблемы с расписанием, жалуются в специально созданный центр (ЦОДИиП), там перевозчиков штрафуют, но ситуация всё равно не меняется.
Куда нужно продлить автобусы: мнения калининградцев
Жители прилегающих к Калининграду посёлков просят продлить маршруты к ним. Наталья Блинова предлагает №75 дотянуть до Низовья, а Дарья Степаненко просит пустить №64 либо №74 до Лугового.
«Первый рейс автобуса №110 идёт в 7 утра. Все из близлежащих посёлков добираемся до Родников кто как. В выходные вообще всего 4 рейса автобуса №110. Как добираться к 7 утра на работу?» — вопрошает Наталья Блинова.
«Продлить бы маршрут либо №64, либо №74 до посёлка Луговое. Промежуток между автобусами в субботу и воскресенье составляет порой больше часа. В будние дни автобус тоже не блещет завидной регулярностью», — говорит Дарья Степаненко.
Читатель Павел предлагает продлить автобус №10 до СНТ «Победа», потому что другие рейсы курсируют плохо.
«Есть предложение продлить 10-ый автобусный маршрут до СНТ «Победа вместо нынешней конечной «Военный городок». №7и №30 стали ходить гораздо реже, да будет возможность людям попасть на Советский проспект», — считает читатель.
Калининградка Екатерина считает, что нужно добавить транспорт на Куйбышева.
«Пустить новый маршрут, соединяющий Центральный район города через Гайдара с Гагарина через Куйбышева. В настоящее время на Куйбышева идёт только автобус номер №11. Пускать автобус через и без того перегруженный центр нелогично. Поэтому маршрут должен быть опоясывающий», — говорит Екатерина.
Екатерина Емельяненко считает нужным добавить рейсов из Московского района на Невского.
«С Балтрайона до Невского вообще нет ни одного маршрута. Живём на Интернациональной и до работы с пересадками. Было бы супер пустить маршрут от Кошевого до Арсенальной», — сказала калининградка.
С декабря в Калининграде запустят новый автобусный маршрут, три других — продлят. Со схемами движения можно ознакомиться в материале «Клопс».