Из-за проблем с логистикой в этом году Калининградской области будет сложнее продавать зерно. Об этом пишет «РБК — Калининград».
Сельхозтоваропроизводители прогнозируют большой профицит зерна в регионе: в свете ограниченных возможностей экспорта, вопрос сбыта становится особенно актуальным. Главными препятствиями считают сокращение числа зарубежных покупателей и усложнение логистики, которое делает калининградскую пшеницу неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке России.
«Мы находимся в анклавной зоне и чтобы продать ту же самую пшеницу у нас есть два варианта: либо отправить морем, либо вывезти с территории Калининградской области железнодорожным транспортом — допустим до порта Санкт-Петербурга — и оттуда продавать на экспорт. Но, чтобы вывезти вагонами зерно до порта Санкт-Петербурга, возникает логистическое плечо: ни много, ни мало, в среднем 3-5 тысяч рублей на тонну. Эти расходы вместе с оплатой экспортной пошлины делают калининградское зерно неконкурентным для России», — объяснил председатель зернового клуба Калининградской области Эдуард Тынне.
До 2022 года местная сельхозпродукция реализовывалась через ГК «Содружество» или портовый элеватор, который отправлял продукцию, в основном, в страны северной Европы и Скандинавию.
«Это был наш постоянный рынок. Но вы же знаете, что сейчас делается со странами северной Европы, особо дружественными их не назвать. <...> Те контракты и трейдеры, которые работали с местными сельхозтоваропроизводителями, на сегодняшний день не сотрудничают с нашими компаниями, и зерно, произведённое на территории РФ не пользуется спросом на том рынке, где могли бы пройти наши суда», — рассказала гендиректор АО «Портовый элеватор» Елена Зайцева.
По её словам, «Содружество» провело дноуглубление морского пути. Это дало судам типа «хендисайз» возможность ходить в Африку и Латинскую Америку. Это делает ГК единственным в области крупнейшим трейдером и экспортёром зерна.
«Отягощается ситуация тем, что на сельхозтоваропроизводителей Калининградской области налагается обязательство по оплате экспортных пошлин при вывозе продукции и при отправке её на экспорт по прямому варианту: сельхозтоваропроизводитель — покупатель», — заявил Тынне.
Он представил цены, по которым трейдеры предлагают закупать зерновые. 1 августа пшеница с протеином 12,5% стоила 18 100 рублей за тонну с учётом НДС при курсе доллара 92 рубля. К 29 сентября та же самая пшеница уже закупалась по цене 16 200 рублей за тонну. Тынне сравнил эти цифры и указал, что за два месяца цена на тонну пшеницы снизилась на две тысячи рублей. В то же время, в порту Новороссийск пшеница торгуется по цене 237 долларов за тонну, что также несёт расходы для экспортёров.
«Компания [»Содружество«] должна принять товар, обработать, организовать хранение и своевременную отгрузку, фрахт судов. У них тоже возникает немало дополнительных затрат. Отчасти это тоже влияет на ценообразование. Но всё-таки разница в цене между 237 долларами в порту Новороссийск и 152 долларами на калининградскую пшеницу очень уж большая», — Тынне.
Зерновой клуб сотрудничает с транспортными и логистическими компаниями, чтобы найти новые возможности для работы в условиях меняющейся экономики. Сейчас рассматривается перспектива перевозки зерна в Китай, как по железной дороге, так и морским транспортом. В связи с вышеупомянутыми проблемами, зерновикам может быть трудно войти в посевную озимых этого года и яровых в 2024 году без государственной поддержки.
«Региональное министерство сельского хозяйства буквально пару дней назад предложило рассмотреть варианты новых экспортёров. Сейчас мы изучаем различные направления», — продолжает Тынне.
Из-за высокой себестоимости и сложностей с экспортом многие аграрии Калининграда отказываются от посева зерновых культур или уменьшают их площади в пользу технических. По данным Минсельхоза, в 2023 году хозяйства области сократят посевные площади под зерновыми ещё на 15,5 тысяч гектаров. Председатель Зернового Клуба высказывает мнение, что если положение на рынке не изменится, эта тенденция будет продолжаться.
«В сентябре на заседании Зернового клуба мы обсуждали возможный сценарий развития агросектора Калининградской области, какие культуры могут быть более рентабельны, маржинальны для выращивания на территории региона. Конечно же, если цены на пшеницу будут приближаться к себестоимости затрат на её возделывание, аграрии будут уходить в другие культуры, такие как соя, рапс, кукуруза. Но в большей степени сейчас акцент делается на сою и рапс», — считает Тынне.
Калининградская область вырвалась в лидеры регионов, где аграрии собрали больше всего зерновых.