23-летняя петербурженка Мария Коронова стала победительницей XIII Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Корреспондент «Клопс» встретился с органисткой, чтобы узнать о её мечтах и творчестве.
— Как вы стали заниматься органной музыкой?
— На первом курсе колледжа в Усть-Илимске я даже не думала, что можно профессионально учиться в России органу. Потом узнала, что в Петербурге есть специальная кафедра, и решила попробовать. Я думаю, к органу меня привела судьба. Это был лучший выбор в жизни, область, в которой у меня получается раскрыться.
— Случались моменты, когда было настолько трудно, что хотелось всё бросить?
— Когда в 15 лет я пришла в колледж как пианистка, там был только факультативный орган. Было, конечно, сложно, потому что когда мы впервые сели за инструмент, преподаватели сказали, что играть нужно и руками, и ногами, нужна координация. Трудность и в том, что каждый орган особенный. В своём вузе играешь и думаешь: «Всё здорово, получается», а за другой инструмент садишься — всё сложно. Сложности бывают и сейчас, но работаем.
— Орган популярен в России?
— Почти на каждом концерте аншлаги. Когда у нас была трансляция финального тура конкурса имени Микаэла Таривердиева, очень много было комментариев от слушателей: «Что это за сочинение?», «Скажите, что играют участники?» К тому же инструмент архаичный. Это возможность установить связь с предками.
— Есть ли орган, на котором вы мечтали бы сыграть?
— Я мечтаю поиграть на органах Европы, старинных барочных инструментах, потому что у нас, к сожалению, таких нет. Хотелось бы посидеть за тем инструментом, где играл и работал Бах: сыграть на инструменте, для которого было создано сочинение — мечта. Когда ты садишься за инструмент, и у тебя есть все регистры, и всё звучит так, как задумывал автор — это ни с чем не сравнимое удовольствие.
— Скажите, пожалуйста, что для вас значит музыка Микаэла Таривердиева?
— Это невероятная территория музыки нашей страны, это отечественное творчество, прикоснуться к которому — большая честь. Это потрясающая возможность, и так как я органистка — ещё и связь с органным миром, потому что этот конкурс очень известен в России и за рубежом.
Когда ты слушаешь музыку Таривердиева, понимаешь, что это и задел на будущее, и связь с большой органной культурой. Я познакомилась с его симфонией «Чернобыль» и исполнила первую часть, «Зону», она для меня значит очень много. Это эмпатия по отношению к своему народу и к людям в целом, возможность прикоснуться к сочинению, которое максимально с каждым человеком, каждую минуту.
— А знаменитую мелодию из «Иронии судьбы» реально ли сыграть на органе?
— На органе сейчас играют всё, и очень популярна музыка из кинофильмов, даже бывают проекты, где подбирают что-то из видеоигр. Можно исполнить абсолютно всё, тут уже вопрос в том, как поиграться с регистровкой, подобрать звучание, сделать хорошую аранжировку и переложение для инструмента.
— Что вы ощущаете, победив сегодня?
— Огромную ответственность от того, что ты всё-таки заявил о себе, заявил успешно и тебе нужно держать этот уровень и расти. Дальше — больше. Ну и, конечно, я ощутила огромную радость, потому что не ожидала, что так получится. Я перешла на 5-й курс консерватории, и показать результаты обучения на таком уровне было здорово.
— Как для вас звучит орган Кафедрального собора?
— Потрясающе! Очень мощно! Когда я впервые приехала на Международные органные ассамблеи в Калининград после второго курса, поиграла на таком инструменте, это был шок. Ты сидишь и слышишь эту мощь, силу, как звучание покрывает весь собор, особенно, когда готовишься. Больше всего мне нравятся ночные репетиции. Играет твой друг-органист, а ты слушаешь из зала и понимаешь, что величие — здесь.
— Какое будущее у органной музыки в России?
— Думаю, очень большое, перспективное и, надеюсь, светлое. Я слышала и видела реакции людей на органные концерты, органную музыку. Все всегда очень вдохновляются, одухотворяются. Символ этого конкурса — органный ангел. Очень хочется, чтобы звучание органа давало людям, каждому человеку, который с этим соприкасается, крылья.