Сергей Куренков, генеральный менеджер и владелец ELISA HOTELS & RESORTS, — один из наставников 5-го сезона «Бизнес Баттла». О красоте и деньгах, а также о том, сколько туристов нужно, чтобы построить аквапарк, и почему Краснознаменск окрыляет, — читайте в интервью далее.
— Сергей, вы человек, у которого несколько действующих проектов, но ещё больше идей, которые пока не реализованы. Как вы делаете выбор, в какую сторону развивать бизнес?
— Да, идей правда много, но я прежде всего экономику считаю. Возьмём историю с аквапарком в Зеленоградске. Помните, сколько людей в неё пытались ввязаться? Был из Красноярска человек, была турецкая компания с китайским оборудованием, да кого только не было, но когда начинают считать экономику… Экономики-то нет в этой истории. Давным-давно построили бы аквапарк. Тем более у бизнеса деньги есть. Предприниматели готовы инвестировать, но, когда они считают себестоимость, они понимают, что у нас в области нет такого количества людей, чтобы аквапарк окупался. Давайте я вам сейчас как в «Арифметике» Пупкина с картинками всё разложу. Два миллиона туристов в 2023 году. Это и те, кто прилетел в командировку, и те, кто прилетел просто на выходные. Как правило, человек посещает аквапарк в предпоследнюю очередь. Ещё один факт: аквапарк посещают те, у кого длительный период проживания, четыре-пять дней хотя бы. То есть потенциальные посетители аквапарка, если их число размазать, как масло по хлебу, на весь год, это всего 15–18 процентов из тех, кто в Калининградскую область приезжает. Добавим к ним активных калининградцев, которые готовы регулярно ходить в аквапарк (а регулярно, по статистике, это полтора раза в год), вот и получится у нас, что для своего аквапарка нужно либо пять миллионов жителей в области, либо пять миллионов туристов в год. Только тогда это будет рентабельная история, которая в течение семи лет окупится.
— А у каких идей «экономика есть»?
— Мне нравятся оздоравливающие проекты. Сейчас тренд на такой хилинг-туризм (от англ. healing — исцеление, выздоровление). Мы все стали за ЗОЖ, причём обратите внимание, оздоравливаться хотят уже не только бабушки-пенсионерки 60+, а люди, которым 35+. Постепенно меняется категория гостей Калининградской области, людям уже недостаточно просто поспать и полежать на пляже.
— Поэтому вы решили увезти их от моря в Краснознаменск?
— Почему нет? Краснознаменск — очаровательный, красивый городок. Помните, каким пять лет назад был Железнодорожный? И какой он сейчас! Конфетка конфетная! Так вот, Краснознаменск требует раза в три-четыре меньше вложений, чтобы сделать его такой же конфеткой. Кто не был, нужно обязательно съездить, потому что это уникальный аутентичный городок, в котором очень мало машин, в котором население три тысячи человек, там все друг друга знают, там дети идут и здороваются, хотя не знакомы с тобой, улыбаются все. Сама картинка, когда въезжаешь через дремучий лес в город, завораживает: там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях около Шешупе сидит. Глаз отдыхает, потому что вокруг нет никаких человейников, ничего зловещего многоэтажного над тобой сверху не нависает. Хочется, чтобы гости, которые приедут к нам (я достраиваю там сейчас спа-комплекс), чтобы они сходили на оздоровительные процедуры, полежали в ваннах, помассажировались, а потом пошли гулять по городу и чуть-чуть духовно расслабились в храме, подзарядились положительными эмоциями в наше непростое время.
— Вы не ищете лёгких путей. Перетянуть людей от моря в «медвежий угол», как многие называют Краснознаменск, — это сложная задача.
— Лет пять назад я, может, с вами и согласился бы. Это раньше к нам в область приезжали люди, которые мало путешествовали по России, поэтому их впечатляла, например, наша Куршская коса. Сейчас, поверьте, внутренний туризм очень хорошо развит, поэтому наших гостей уже не удивишь «Танцующим лесом», они видели, что деревья не только у нас изгибаются. И в Карелии были, и на Байкале, и на Алтае — там места ничуть не хуже, чем Куршская коса. Да и море они видели разнообразное. А вот Краснознаменск — это для них как раз новое, его уникальность — в аутентичности. Поверьте, я много где был, в разных городах останавливался, но Краснознаменск, он особенный, туда заезжаешь — и он тебя как будто окрыляет своим спокойствием, такое место силы, где насыщаешься энергией природы.
— Вы так рассказываете, что хочется скорее приобщиться к месту силы. Когда ваш пансионат в Краснознаменске начнёт работу?
— В этом году откроемся. Конечно, все эти трудности с логистикой задерживают завершение, но сейчас мы всё уже доделываем, так что, думаю, до Нового года примем первых гостей.
— Кстати, о гостях и о тех, кто их будет принимать. В одном из интервью вы говорили, что в Калининградской области с персоналом в сфере гостеприимства «беда бедовая».
— Да, была такая история, но она скорее постпандемийная, и не только про Калининградскую область. С персоналом по всей стране тогда была беда бедовая: во-первых, в пандемию все разбежались, во-вторых, последствия демографической ямы 90-х. Проблема осталась, но уже не в такой острой фазе. Кто-то её решает, приглашая персонал с востока области, кто-то даёт работу с проживанием и привозит сотрудников из других регионов — в общем, у всех разные истории, но самая главная — это то, что наш бизнес начал активно взаимодействовать со средним профессиональным образованием и с вузами. В Калининградской области наконец-то заработала дуальная система обучения, когда студент чередует учёбу и работу по профилю, то есть буквально с первых дней погружается в атмосферу гостеприимства, будь то отель или ресторан. Во-первых, так быстрее понимаешь, ту работу ты выбрал или нет, во-вторых, начинаешь получать деньги за свой труд, а в-третьих, заранее знакомишься с ценностями команды, частью которой ты в будущем можешь стать. Так что ситуация с кадрами сейчас более-менее решена, и за это большое спасибо и Министерству образования Калининградской области и губернатору, мы не раз собирались после пандемии, когда нам было особенно трудно.
— Помните, раньше отношение к персоналу было презрительное? Никто не хотел идти в «обслугу». Какой сейчас настрой у молодёжи?
— Нет, такого сейчас нет. Это в целом по стране меняется. Сейчас молодые видят, что повар, кондитер, отельер — это не какое-то там «принеси-подай-пошёл-не мешай», а достаточно уважаемые профессии. Сегодня престижно быть частью индустрии гостеприимства. Людей этих профессий показывают в телике. Они везде на билбордах висят. Их знают в лицо.
— Вас тоже знают в лицо. Почему вы выбрали такой вариант — быть лицом своего бизнеса? Не все предприниматели любят, что называется, работать лицом.
— По большому счёту я своим именем, своей фамилией, своей репутацией гарантирую, что у меня, на моих объектах, гости получат наивысшую степень удовольствия, ту неповторимую атмосферу гостеприимства, которой мы в Калининградской области гордимся. Когда потом наши гости приедут в аэропорт улетать домой, они подумают о том, что провели классно время и хорошо бы вернуться. Это значит, что мы, я и мои коллеги, хорошо поработали, создали приятное впечатление об области. Такой отдых я гарантирую своим именем.
— Быть лицом — это ещё и быть открытым для всего, и не только для хорошего. Недовольному гостю даже искать вас не нужно, чтобы вылить агрессию. Как вы защищаетесь от негатива?
— Всегда надо разбираться, надо выяснять, откуда этот негатив. Знаете, у нас в гостиничном бизнесе довольно частая история, когда гости приезжают рано утром, у них был многочасовой перелёт, разница во времени, а номер, естественно, будет готов «под заселение» позже, люди вымотаны дорогой и долгим ожиданием — решаем ситуацию, общаемся, договариваемся, рассказываем. Как ты относишься к гостям, так и гости относятся к тебе. Когда беседую с новыми сотрудниками, объясняю им, что в сфере гостеприимства главное, чтобы вам ваша работа нравилась, чтобы вам нравилось улыбаться людям. Все эмоции, которые они на работе испытывают, они передают гостям. Даже в мелочах. Как вы застелили постель в номере — это уже эмоция, которой вы поделились. В общем, мы стараемся понимать гостей, понимать, откуда идёт негатив, и снимать его по возможности. Как минимум улыбнуться, а как максимум сделать что-то полезное, хорошее гостю, что-то подарить, как-то приятно удивить, то есть сделать что-то необычное, чего гость от нас не ждёт.
— Кроме того, что вы амбассадор своих отелей, вы ещё амбассадор Зеленоградска.
— Мы вообще все в Калининградской области топим за Калининградскую область. Зеленоградск — это курортная столица русской Прибалтики, это город моря и счастья…
— Начали говорить слоганами…
— А как иначе, если Зеленоградск лучший? Слово «амбассадор» не совсем точное. Сейчас модно и правильно быть не амбассадором своего заведения, сейчас правильно продвигать дестинацию, то есть то место, где находится твой бизнес. У нас по этому принципу была создана Ассоциация рестораторов и отельеров Зеленоградского округа: мы объединились, для того чтобы каждый продвигал не своё кафе или гостиницу, а непосредственно дестинацию — Зеленоградск. Главное, чтобы к нам приезжали гости, и какая по большому счёту разница, к кому они сначала придут: к тебе или к соседу. Если гостей много, они придут ко всем.
— Поэтому на Новый год Зеленоградск становится самым красивым городом области?
— Да, мы, предприниматели и администрация, договорись, как мы украшаем город. Решили, что всё будет в едином стиле, поэтому каждый коммерсант следует этому правилу и украшает своё предприятие в тех цветах и в том направлении, которое было предварительно согласовано.
— А сложно было договориться? Или кнут вместо пряника использовали?
— Может быть, в самом начале в 2016 году были и кнут, и пряник, но сейчас в 2023 году не нужно никого уламывать, все видят, что вокруг красиво, и хочется, чтобы у тебя было тоже красиво. За несколько лет все сомневающиеся, наверное, осознали, что красота спасёт мир и, главное, приблизит какое-то количество денежных знаков.
— А на востоке области, в Краснознаменске, получается так же продвигать идею спасения красотой? Объединяются предприниматели и администрация?
— На востоке, я надеюсь, что тоже всё изменится. Знаете, я вспоминаю, как я 17 лет назад ехал из Литвы в Москву. Помните, вечерний автобус из Клайпеды? Рейс был утром, и я решил выйти в Зеленоградске, переночевать и посмотреть на город. Это было 7 сентября, пятница, девять часов вечера. Представляете, как выглядит современный Зеленоградск в это время? А я шёл от «Лукойла» по тёмной улице Тургенева. Не горел ни один фонарь. Я не встретил ни одного человека. 7 сентября! Вдалеке одно освещённое здание — здание полиции. Помню, как я обрадовался, когда его увидел, что хоть полиция здесь есть. И сравните, что сейчас. Мы как-то сидели с коллегами считали, сколько же у нас было в то время, в 2006 году, кафе и ресторанов в Зеленоградске. У нас хватило пальцев двух рук, и это с учётом тех ресторанов, которые были в гостиницах. И посмотрите, что в городе сейчас. Так что, возвращаясь к Краснознаменску, там на чистом, ровном месте можно сделать офигенную изюминку Калининградской области. Просто нужно время.
— Я не могу общаться с отельером и не попросить совета по отелям...
— Вообще, в Калининградской области нет того количества отелей, если сравнивать с остальной частью России. Всё количество номеров, которое есть в Калининградской области, сопоставимо с одним отелем «Русские сезоны» в Сочи. Вот если мы увеличим пропускную способность аэропорта, то ёмкость нашего местного рынка позволит творить чудеса в Калининградской области.
— Как вы, отельер, выбираете отель?
— Всё как у всех. Конечно, я могу позвонить коллегам в тот регион, куда еду, чтобы спросить совета. Но могу и просто зайти на агрегатор и там подобрать под себя отель.
— А на цену ориентироваться — это правильно? Чем дороже, тем лучше?
— Не факт. Почему «пятёрки» продают всегда лучше? Богатых людей мало, а денег у них много, то есть у небольшого количества человек сосредоточено большое количество денег — поэтому «пятёрки» продаются всегда хорошо. Они стоят дорого, и на них всегда будет спрос, потому что есть определённая группа людей, у которых много денег и которые готовы платить за свои удовольствия и сервис. Есть другая группа людей, которые выбирают между апартаментами и «трёшкой» (трёхзвездочный отель), которые готовы приезжать в отпуск и сами себе кашу варить, детей кормить, готовы себе там бельё стирать… Если их этот вариант устраивает, то зачем им много платить. Сервис даст и «трёшка». Отличный сервис может быть и в несетевых, индивидуальных отелях, потому что там владелец или непосредственно управляющий вкладывает душу в гостеприимство. Ну и гость, соответственно, может выбирать, где останавливаться: в сетевых, где всё по стандартам и по часам, как в метрополитене, или там, где гостеприимство не обезличено.
— Что вы считываете, когда заходите в новый отель? Не к кому-то из друзей, а в незнакомый, например.
— А почему не к друзьям?
— Ну, может, вы закроете глаза на что-то, не заметите какой-то недостаток.
— Наоборот, если это мой коллега и я вижу у него в отеле какой-то косяк, я обязательно об этом скажу. Тем более если это какой-то наш, калининградский отель. Своим всегда говорю о недостатках. Тут же дело не в том, что у меня круче, а у соседа хуже, тут же важно то, какое впечатление гость получит в общем от Калининградской области. Поэтому в любом отеле в первую очередь обращаю внимание на персонал, как здороваются и здороваются ли, как реагируют на просьбы. Можно в отеле всё начистить, отполировать, всё вокруг белоснежное, чистое и красивое, а потом ты спрашиваешь у горничной, почему она с тобой не здоровается, а она тебе: «Так я с вами уже здоровалась». Или как мне в одном отеле (не в Калининградской области) ответили: «Так я вас не знаю». А у нас в Краснознаменске…
— Да, я помню, даже незнакомые дети здороваются. А у вас в Краснознаменске нет такой проблемы, которая одно время была в Железнодорожном? Когда, помните, там только начали появляться обновлённые фасады, за ними потянулись туристы, а жители не были к этому потоку готовы и часто смотрели исподлобья и не очень гостеприимно.
— Понимаете, у нас в России открытая и широкая душа, если мы тебя хорошо знаем, а если ты просто мимо проходишь, то и зачем я тебе улыбаться-то буду. И поговорки у нас соответствующие: смех без причины… и так далее. Но всё меняется. Зеленоградск вот совсем другим стал. Нужно время — и в Железнодорожном, и в Краснознаменске люди будут улыбаться на улицах. Да и во всей Калининградской области.
— Вы сразу таким улыбчивым и гостеприимным стали?
— Да, мне повезло, я таким родился. Мне вообще очень нравится гостеприимство, я от этого удовольствие получаю. Хочется, чтобы Калининградская область была неким таким большим туристическим супермаркетом, большим торговым центром. Почему? Потому что в любом торговом центре всегда покупается больше, нежели в обычном, отдельно стоящем магазине. И в торговый центр стремятся. В туризме точно так же. У нас в области есть и где полежать, и что посмотреть, и гастрономический туризм, и активности, и спа, и фестивалей много. То есть турист может найти себе занятие на любую погоду и на любой сезон. Обратите внимание, вот в этом году в Зеленоградске даже есть где полежать на пляже, не прям полотенце в полотенце всё забито, потому что туристы и на сплавы начали ездить, и на великах катаются, и в замках они. Да, кто-то скажет, туристов много, они нам мешают. Но с другой стороны, мы, наша область, на туристах зарабатываем. Мы с вами все встроены в жизнь Калининградской области, и от нас тоже зависит атмосфера гостеприимства и количество гостей. Вспомните, в Питере, если ты спросишь, как пройти, тебя чуть ли не за руку отведут от парадной до того места, куда тебе нужно. И ты безмерно благодарен тому, кто к тебе, постороннему человеку, так по-дружески отнёсся. Тем более не секрет, что бюджет региона пополняется и за счёт туристов и чем их больше, тем больше наш бюджет.